Александр Князев. Гавриловка по-киргизски

Национальная комиссия по госязыку при переходном президенте Киргизии заявляет, что считает необходимым «внести свой вклад в установление исторической правды, чтобы вернуть исконные исторические названия необоснованно русифицированным населенным пунктам».

История же свидетельствует о том, что остававшееся в целом кочевым до рубежа XIX-XX веков киргизское население по определению не могло иметь собственных населенных пунктов и, соответственно, названий. Все более или менее крупные населенные пункты севера Киргизии были основаны в конце XIX века переселенцами из России, первое киргизское оседлое поселение Таш-Тюбе возникло в 1899-1900 гг. в Пишпекском уезде, некоторые источники говорят даже о 1907-м или 1910-м.

В настоящий момент русские названия носят лишь небольшие села, в основном в местах компактного проживания русских. О том, существовали ли до прихода русских вышеозначенные населенные пункты, и как определить места кочевий, которым следует вернуть их «исторические названия», в сообщении нацкомиссии при президенте Киргизии по государственному языку не упоминается.

Любой топонимический объект должен иметь в названии либо признаки местности, либо исторические особенности, памятные события. Это — научная данность, признанная мировым сообществом и не зависящая от решений отдельно взятых нацкомиссий.

Хотя, собственно, она, комиссия, особо не оригинальничает в своих предложениях, предлагая взамен названий русских деревень простое калькирование по-киргизски: вместо «Орловка» — «Буркут-Уя», вместо «Красная Речка» — «»Кызыл-Суу» и так далее. Пока непонятно, по какому принципу могут быть переименованы села, чьи названия происходят от имен людей, часто — от имен православных святых — Петропавловка, Гавриловка, Серафимовка и т.п.

В конце XIX века в Чуйской долине было основано село Александровка, названное бежавшими от китайских карателей дунганами в благодарность к российскому императору, предоставившему им убежище и гражданство. На киргизский этого, однозначно, не перевести.

Главное следствие массовых переименований – усиление ментально-психологической отчужденности нетитульного населения. В ходе подобного строительства национального, а точнее этноцентричного государства, некиргизское население все больше воспринимает это государство как чужое для них. Немедленного эффекта в виде, например, резкого усиления миграционного оттока переименование населенных пунктов не повлечет, но психологический фон для эмиграции, поводом к которой могут послужить совсем другие события, создаст как нельзя лучше.

Миграционная ситуация в Киргизии складывается таким образом, что количество русских в республике за 2010-й год сократилось на 10-11%, оно составляет теперь около 370 тысяч человек. Темпы его более высокими были только в Таджикистане в годы гражданской войны. Политическое и экономическое status quo не оставляет шансов на то, что миграционная ситуация как-то принципиально изменится. После 2010-го года – погромов в Бишкеке, самозахватов земель в пригородах столицы и особенно июньской резни на юге республики — межэтническая ситуация в Киргизии остается в высочайшей степени конфликтной.

Конечно, проблема не только в топонимике. Рост националистических настроений среди титульного населения активно подогревается целым рядом политических партий и деятелей. В условиях парламентской демократии, которая с недавних пор действует в Киргизии, политики все больше зависят от электората, который из-за массовой эмиграции русскоязычных граждан все больше представлен титульным населением.

Вытеснение всего некиргизского, помимо иного, станет настоящей трагедией и для немалого слоя этнических киргизов, воспитанных на русской культуре, зачастую не говорящих или говорящих плохо на киргизском языке и подвергающихся дискриминации со стороны национал-маргиналов. Простая иллюстрация: на государственном телевидении уже несколько лет регулярно выходит в эфир телепередача «Нукра-Кыргыз». Что в переводе означает — «чистый киргиз». Деление на «чистых» и «нечистых» вряд ли остановить одним кадровым указом президента.

Александр Князев,

доктор исторических наук,

действительный член Русского

географического общества

Страниц: 1 2

Оставить комментарий