Опасности национализма в Средней Азии

Постоянный страх местного национального руководства потерять власть принимает в регионе все более абсурдные формы. Так, узбекский президент пришел к мысли, которая ожесточенно оспаривается таджикской стороной, что исламистские группировки угрожают его стране с таджикской территории. В результате недавно он распорядился, заминировать границы с соседней страной. Это происходит невзирая на то, что границы во многих местах окончательно еще не определены и очень запутаны, что границы проходят по традиционным выгонам для скота. По информации агентства «Интерфакс», на минах уже погибли 32 таджика, 27 были тяжело ранены.

В районе, где границы проходят по построенным в советские времена дорогам, национальная изоляция имеет катастрофические последствия для экономики. Она делает более дорогим экспорт, замедляет, если даже вообще не ставит крест на нем, его развитие. Так, в Узбекистане больше не допускают машины с таджикскими номерами. Недавно большинство стран снова ввело визовый режим. Для пересечения границы необходима виза, стоимость которой доходит до суммы, равной пятой части обычной месячной зарплаты. Хотя страны теоретически договорились о введении правил свободной торговли, они остаются существовать только на бумаге. Но инфраструктуре энерго- и водоснабжения, созданной в советские времена, мало дела до новых границ. В результате в последнее время заметно выросло количество конфликтов соответствующего характера. Так, недавно Узбекистан и Киргизстан приняли взаимные меры с целью блокировать подачу электроэнергии и воды, а Таджикистан остался без узбекского газа. Неизбежным результатом являются обнищание и развал хозяйства.

В гарантиях инвестициям нет смысла

К абсурдной с экономической точки зрения дезинтеграции примешивается недостаток понимания необходимости проведения экономической политики, ориентированной на создание рынка и привлекательной для инвесторов. В советские времена среднеазиатские государства были частью планово-экономической системы. Наряду с добычей нефти и газа в Туркменистане и Узбекистане и производству некоторых металлов поощрялось возделывание хлопчатника и производство сельскохозяйственной продукции в колхозах для снабжения центральных районов России. В частности, за прошедшее время часть предприятий была приватизирована (чаще всего их бывшими руководителями), однако монополизированные структуры снабжения и сбыта делают все, чтобы в сложившемся положении зависимости ничего не менялось и ничто не уходило из-под контроля центральных властей.

Отдельные зарубежные инвесторы, появляющиеся здесь, вынуждены помнить о ненадежности политической протекций, которая необходима в этом регионе. В Ташкенте сейчас говорят о производителе Кока-Колы, который обеспечил себе политическую протекцию через мужа одной из дочерей узбекского президента. Но после того, как дочь развелась, бизнес производителя напитков больше не пошел и ему грозит опасность потерять все свои капиталовложения. Комментируя негативные стороны ситуации, один иностранный дипломат в бессилии говорил, что господствующая в стране элита в подобных ситуациях просто не думает. В Ферганской долине одна из исламистских группировок, работающих в подполье, пропагандирует идею создания Исламского государства, не связанного границами. Судя по всему, эта идея пока не вызывает особой симпатии среди населения. Жители долины, в большинстве своем мусульмане, проявляют в разговорах сдержанность, а по отношению к Западу ведут себя скрытно. Межу тем, обнищание
и экономическая бесперспективность могут быть идеальной питательной почвой для исламского радикализма и агитации.

Страниц: 1 2

Оставить комментарий