Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы

Воскресенье, 31 Июль 2011, 18:33 | Рубрика: Библиотека
Ярлыки: ,

Художественная литература — не фактография. Познает она не индивидуальное в жизни, а общее, существенное, отчетливо и активно проявляющееся в индивидуальном, иначе говоря — социальную характерность человеческой жизни. В этом — основа ее познавательного значения. Однако она воспроизводит социальные характеры не для того, чтобы с возможной беспристрастностью выявить их объективные особенности, но для того, чтобы выразить при этом их идеологическое осмысление и оценку. И она получает общественное познавательное значение и ценность в том случае, если она правдива в этой активной стороне своего содержания.

Правдивость идейно-эмоциональной направленности литературных произведений не надо также смешивать с внешним правдоподобием изображения жизни, с соблюдением в нем тех соотношений и пропорций предметов и явлений, какие существуют в действительности. Нарушение этих реальных соотношений и пропорций, или, иначе говоря, сильная гиперболичность и фантастика изображения, было, как известно, характерной чертой первобытного синкретического народного творчества — мифов, сказок, обрядовых песен и т. п. Там фантастика изображения жизни вытекала из фантастичности самого мировосприятия и миропонимания первобытного общества и была свойством содержания произведений. В литературе же фантастическая образность постепенно стала только средством выразительности, передающим те или иные особенности и оттенки идейного содержания, которое само лишалось фантастичности в силу исторического (развития общества. Она превратилась из «почвы» в «арсенал» словесного искусства, сделалась только свойством художественной формы. И правдивая идейно-эмоциональная направленность литературных произведений может быть вполне законченно и убедительно выражена с помощью приемов изображения жизни, нарушающих внешние пропорции и соотношения ее явлений, с помощью фантастической образности. Особенно ярким примером этого могут служить некоторые трагедии Шекспира, некоторые сказки Гофмана или «История одного города» Щедрина.

Только правдивая в своей идейной направленности, по своему пафосу литература имеет положительное значение для исторической жизни общества, для роста и расцвета его рационального самосознания и духовной культуры, для его общенационально-прогрессивного развития. Только такая литература может сохранять свое значение в течение долгого времени, может жить в сознании общества за пределами эпохи, ее породившей, подвергаясь все новому переосмыслению.

Соответствие идейного осмысления и оценки изображаемых социальных характеров их объективному значению в национальной жизни той или иной исторической эпохи делает само это осмысление, сам приговор изображаемой жизни по-своему исторически объективным. (…)
Но от объективной правдивости литературных произведений надо отличать их субъективную правдивость, или, иначе, искренность писателя. Писатель может выражать в своем произведении объективно ложную идею и делать это совершенно искренне, с глубоким убеждением в своей правоте, ни к чему не приспосабливаясь, не лукавя перед самим собой.

Это бывает тогда, когда ложная идейная направленность вытекает из общественных идеалов писателя, которые закономерно определяются особенностями социальной жизни его страны и эпохи и которые заключают в себе вместе с тем субъективное и иллюзорное осмысление и оценку перспектив национального развития. Таковы были, например, моралистические представления Л. Толстого о патриархальном, нравственном смирении и непротивлении злу как основном пути преодоления «неправды» русской общественной жизни его эпохи. Отсюда проистекала художественная идеализация «юродства» и «простофильства» в характерах крестьян, которая проявлялась в некоторых произведениях Толстого и была их вполне искренней «ложной идеей».

Страниц: 1 2

Оставить комментарий