В. В. Бочаров «ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА»

Лекция 6. Власть и социальная норма. Возникновение первых социальных норм в процессе антропосоциогенеза. Доступ к пище (мясу) и женщинам – главные сферы первого социального нормотворчества. Запрет (табу) как “граница” положительной социальной нормы. В основе возникновения первых социальных норм лежали случайные индивидуальные поведенческие акты. “Подражание” и “внушение” – главные психологические механизмы, обеспечивавшие закрепление этих актов в социальную норму. “Норма” и “аномальность”- психологическое содержание власти. Раскрывается роль этих механизмов в процессе социализации в традиционном обществе, обеспечивавшем воспроизводство этих норм.

Лекция 7. Соотношение идеологии и общественной психологии на ранних стадиях политосоциогенеза. Мышление в комплексах – психологическая основа ранних идеологических представлений. Магическое мышление: онтогенез и филогенез. Универсальность представлений о “магической силе” на ранних стадиях социальности как отражение магического мышления. “Магическая сила” и “власть”.

Лекция 8. “Аномальность” и “власть”. “Аномальность” неодушевленных предметов – сакральные предметы (обереги, талисманы, священные деревья и камни и т.д.). Физическая и психическая “аномальности” как знаки наделенности “силой” (“властью”). Поведенческая “аномальность” (естественная и ритуальная) – способ обретения власти. Магическая идеология. Социально-психологические истоки поведенческой “аномальности” лидера в традиционном обществе. “Аномальное” поведение как способ фиксации социально-политической иерархии: пищевое поведение, вербальное поведение, сексуальное поведение, пространственное и т.д. Этикет – закрепление полярности поведения субъектов властных отношений в социальную норму.

Лекция 9. Культ предков. Культ предков как отражение половозрастной социально-политической иерархии. Психологические основы идеологических представлений культа предков. Традиционная ментальность и представления о жизненном цикле. Культ предков и тотемизм. Истолкование культа предков европейскими исследователями.

Лекция 10. Типы лидерства (М. Вебер). Традиционный лидер и формы традиционного лидерства в традиционных системах, харизматический лидер и его формы, рационально-правовой. Традиционный лидер и культ предков. Харизматический лидер и магическая идеология. Социально-политические предпосылки для возникновения различных типов лидерства.

Влияние М. Вебера на современные политико-антропологические исследования.

ТЕМА 6. Ранние формы политической организации.

Группа (band), племя, вождество, государство. “Потестарное” и “политическое” в отечественной антропологии (этнографии). Проблема “государства” в отечественной науке и в ПА: различия и точки соприкосновения. Внутренний и внешний факторы в возникновении государства.

ТЕМА 7. Политическая антропология и изучение современности.

Лекция 1. ТПК и неформальные политические процессы в современном обществе. ПА в изучении развивающихся государств. Перспективы использования политико-антропологического исследования политических реалий России. Потенциал ПА в изучении индустриальных и постиндустриальных обществ.

Лекция 2. Колониализм как общественно-культурный процесс. Формы политико-культурного взаимодействия: адаптация, конфликт, сосуществование. Индивидуально-поведенческий аспект в условиях политико-культурного плюрализма. “Прямое управление” и “косвенное управление” – общее и отличное. “Косвенное управление” как научный эксперимент по использованию традиционных институтов власти в системе рационально-правового регулирования. Прикладное значение ПА в колониальную эпоху. Колониальное управление в России: история и современность (советский период). “Советская цивилизация” как объект политико-антропологического анализа.

ТЕМА 8. Сакрализация власти и тоталитаризм.

Этнокультурные факторы тоталитаризма. Политический лидер в тоталитарном обществе: традиционные, харизматические и рационально-правовые аспекты. Харизматический лидер и молодежь в структуре тоталитарной власти. Иррациональность и власть в России. Культурно-психологические истоки русского тоталитаризма.

ТЕМА 9. Власть и символ.

Иррациональность и символ. Политический символ в традиционном обществе. Символика в современных политических системах. Власть и время в культуре общества. Претензии власти на управление временем. Авторитет власти и прошлое время. Власть: предвидение будущего.

ТЕМА 10. Антропология насилия.

Понятие “насилие” и культурный плюрализм. “Насилие” в европейское культуре. Типы насилия: системное – антисистемное, внешнее – внутреннее, символическое – инструментальное, видимое – невидимое. Власть и насилие.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

Один комментарий на “В. В. Бочаров «ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА»”

Trackbacks

  1. 1. Центрально-Азиатский ТОЛСТЫЙ Журнал » «Антропология». Предварительные заметки

Оставить комментарий