Рецензия: «Теория литературы» А.Я. Эсалнек
А. Я. Эсалнек. Теория литературы
Михаил ОЗМИТЕЛЬ
Это книга для тех, кто всерьез намеревается знать, что такое художественная словесность. Несомненным её достоинством является ясное изложение и недвусмысленность формулировок, что, надо признать, редко встречается в литературоведческих работах, не говоря уже о литературной критике. Полезна книга для всех, кто занимает словесностью: журналистам, редакторам, людей, занимающихся пиаром. Само собой разумеется, что «Теория литературы» А. Я. Эсалнек должна быть глубоко освоена любым студентом-филологом.
В первую очередь нужно обратить внимание на краткий, но информативный обзор истории науки о литературе. Здесь читатель найдёт достаточно подробное изложение приобретения знаний о художественной словесности как специфическом продукте человеческой деятельности: есть все необходимые имена, указаны литературоведческие концепции, сложившиеся на сегодняшний день. Отличительной и очень важной особенностью данного очерка развития литературоведения является то, что в него на полных правах включён самый значительный теоретик литературы двадцатого столетия Геннадий Николаевич Поспелов, — масштабы его вклада в развитие теории литературы трудно переоценить.
Сама А. Я. Эсалнек в этом своём труде продолжает традиции литературоведческой школы Г. Н. Поспелова. Приверженцев этой школы отличает своеобразный научный аскетизм, который был актуален в советское время и стал насущной необходимостью сегодня. Этот научный аскетизм предусматривает логическую чёткость определений и понятий, стройность самой системы этих понятий, — всё это, в свою очередь, основывается на ясно сформулированном философском понимании творческой деятельности человека. С точки зрения научной продуктивности концепция Г. Н. Поспелова находится на голову выше любых отечественных и зарубежных подходов к пониманию сущности художественного творчества.
«Теория литературы» А. Я. Эсалнек служит хорошим примером того, как теоретико-литературные исследования оказываются более злободневными, чем иные критические статьи: я хочу привлечь внимание читателя к разделу «Проблемно-тематические аспекты художественного текста. Типы модальности»; к той его части, где рассматривается категория комического. Исследователь говорит о дискредитирующей функции юмора и сатиры:
«Ироническая реакция одного человека на другого, что иногда случается в жизни, не всегда бывает оправданной, так как может быть вызвана субъективной неприязнью, собственным раздражением и подобными эмоциями иронизирующего… Ирония как тип модальности преобладает во многих произведениях постмодернистского направления, сформировавшегося в последние десятилетия ХХ в. Источником и материалом для такой тональности явилось в первую очередь мироощущение советской эпохи, которое стало предметом иронической трактовки в разных ее формах, в том числе в форме пародирования, переписывания, использования чужих текстов в целях субъективной интерпретации и привнесения в них совсем иного смысла, а предпосылкой – повсеместное отрицание предшествующих форм мышления, типа поведения и т. п.» Нетрудно заметить в этой цитате точное описание подавляющего большинства современных прозаических и стихотворных произведений.
Весьма интересной представляется попытка создания логической схемы лирического произведения, при этом, к сожалению, остаётся невыясненным вопрос о том, как согласуются логический метод анализа и традиционный биографический подход к истолкованию лирического произведения. Нужно признать образцовым изложение причинно-следственной и временной организации сюжета в эпическом произведении: его нужно знать наизусть всякому, берущемуся писать прозу, либо писать о прозе. Мне видится упущением то, что в разделе, посвященном эпическим жанрам, не рассматривается традиционный в христианстве жанр жития как один из источников возникновения романа.
Учебное пособие снабжено именным указателем, который может служить путеводителем по истории литературоведения, а также указателем основных понятий, — он может послужить как довольно полный словарь литературоведческих терминов.
И ещё одна черта, столь нечастая в научных (и не только) публикациях, — это бережное отношение, такт, с которым в книге подаются те трактовки художественной словесности, которые принципиально отличаются от концепции автора. Взятый с этой стороны, этот учебник являет собой пример нравственно состоявшегося научного и педагогического издания.