Инвестиции  
Газетa<РИФ>,
 

C.ДЖИЕНБЕКОВ: ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ.
Десятый председатель.
Приватизация - процесс крайне непростой. И потому, наверное, не случайным является тот факт, что руководство Фонда госимущества весь этот период постоянно менялось. За 10 лет приватизации ФГИ руководили 10 человек. Здесь получили своеобразную закалку Жумабек Ибраимов, Амангельды Муралиев, Курманбек Бакиев, Султан Медеров, Абдыжапар Тагаев, Кемельбек Нанаев. Десятым, ныне действующим председателем, стал молодой, энергичный кандидат экономических наук, с опытом руководящей работы в высших государственных органах власти - Садриддин Мухидович ДЖИЕНБЕКОВ. А с последнего, как известно, и самый большой спрос. Разбудить <чувство хозяина> <Исторический и политический ураган 1991 года буквально смел экономический потенциал Кыргызской Республики и поставил страну на край бездны. ... Государство не могло самостоятельно справиться с проблемами огромного количества недееспособных предприятий - от промышленных гигантов до мелких магазинов, состояние которых требовало проведения экстренных радикальных мер для адаптации к новым экономическим условиям. ... Для большинства здравомыслящих экономистов было очевидно, что только институт частной собственности и разбуженное им <чувство хозяина> восстановят поврежденный экономический организм страны и станут гарантом от возврата к <социалистическому реализму> закрытой плановой экономики. Импульс началу экономических реформ дал Аскар Акаев, взяв на себя колоссальный груз ответственности за тот выбор, который определил не только демократический путь развития страны, но и обеспечил нам новую экономическую базу будущего общества. И за это многие поколения кыргызстанцев будут ему глубоко благодарны. (Из книги С.М.Джиенбекова <Приватизация 1991-2001: Быть хозяином - быть свободным>. Издательство <Шам>, Бишкек, 2001г.). От первого лица. В минувший понедельник мы встретились с С.М. Джиенбековым в его рабочем кабинете. И несмотря на крайнюю занятость, он любезно согласился дать интервью для газеты <РИФ обозрение>. - Полтора года назад Вы, Садриддин Мухидович, были назначены на пост председателя Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых инвестиций КР. С какими надеждами Вы принялись за это общегосударственное депо ? - Я пришел сюда с большим вдохновением, с верой, что смогу реально что-то сделать. С самого начала, когда я встречался с журналистами, я говорил, что постараюсь обеспечить процессу приватизации максимум прозрачности. Я хорошо осознавал, что не случайно в 1997 году Президент страны издал Указ, в котором с тревогой отмечал, что процесс приватизации непрозрачный. Проблем, конечно, было много. И прежде всего, несовершенное законодательство. Предыдущая программа разгосударствления и приватизации госсобственности уже заканчивалась. Нужно было разрабатывать новую. Нужно было как-то отчитаться перед депутатами, перед народом, перед общественностью об итогах работы по приватизации и ее эффективности за 1998-2000 годы. - За прошлое пришлось отчитываться Вам? - Да, по сути дела, за прошлое. К сожалению, этого не делали 9 моих предшественников. Мы подготовили, на мой взгляд, неплохой отчет. Я выступил с ним в Жогорку Кенеше. Этот отчет вызвал широкие дискуссии среди депутатов. И то, что они не могли проголосовать ни за <удовлетворительно> , ни за <неудовлетворительно>, говорит о том, что мнения об итогах приватизации разделились. И это в среде депутатов! А в обществе тем более. - Какие доводы можно привести в пользу того, что у нас <процесс пошел> результативно? В течение всего времени работы в должности председателя Госкомимущества я стараюсь помнить о своих обещаниях, данных Президенту, правительству. Я говорил, что буду совершенствовать законодательную базу и дам новое дыхание процессу приватизации. Год назад нами был подготовлен и внесен на утверждение Жогорку Кенеша Закон о приватизации госсобственности. Приняты СНП и в настоящее время рассматриваются законодателями <Концепция и программа разгосударствления и приватизации на 2001-2003 г.г.>. Разработаны более 10 изменений и дополнений в законодательные акты КР, направленные на устранение имеющихся противоречий, касающихся вопросов банкротства. В том числе, в уголовный Кодекс КР, Кодекс КР об административной ответственности, в Закон о банкротстве и т.д. Мы постоянно держим связь с прессой, широко освещаем в СМИ ход приватизации. У нас есть своя страничка в Интернете. Нам удалось ликвидировать просроченную задолженность за выкуп госсобственности, отменили ряд ранее некорректных решений (только за 2000 год - 22 решения). Значительно увеличены объемы дивидендов на госпакеты акций. Если в 1996-99 гг. их объем не превысил 98,6 млн. сомов, то по итогам работы АО в 2000 г. начислено 297 млн. сомов, из которых 60 млн. уже получено бюджетом. В прошлом году в результате приватизации получено 223 млн. сомов против 140 в 1999 году. А за истекший период 2001 г. - 341 млн. сомов. Далее можно сказать, что в обществе появился надежный могучий класс частных собственников, предпринимателей, которые двигают нашу экономику вперед. И если проанализировать ситуацию, то, начиная с начала 90-го года, в нашей республике наметился устойчивый спад производства. Но с 1994 года медленно и постепенно производство стало расти. За счет чего? Этот рост прямо пропорционален росту производства, находящегося в частной собственности. Сегодня экономика на 80 % является частной. И я чувствую, я ощущаю, что наши бизнесмены стали более самостоятельными. Сегодня они уже, на мой взгляд, готовы к экономическому прыжку, рывку. - А что их должно простимулировать ? - Должна быть стабильность. Самое главное, это стабильность в системе: политическая, законодательная, экономическая. Именно стабильность дает основу для дальнейшего успешного проведения реформ. В принципе, структурную реформу мы уже завершили. Но ее нужно углублять в области энергетики, телекоммуникации, авиации, газоснабжения. Если мы в инфраструктурных, базовых, стратегически важных отраслях не будем глубоко проводить приватизацию, то мы не получим той стабильности, той экономической основы, которые нам так необходимы. Никто не спорит, ошибки были. Но мы с ними боремся. У нас есть такие механизмы, в соответствии, с которыми мы кое-что возвращаем государству. - А это возможно? - Через процедуры банкротства, через арбитражные судебные разбирательства это все вполне возможно. Таким образом, мы исправляем недоработки и ошибки прошлых лет. - Но ведь доведение предприятия до банкротства - это не только ваши ошибки. В первую очередь это несостоятельность его руководителя. -В том-то и дело! Сейчас многие говорят о процедуре банкротства и все сваливают спецадминистраторов. Они, мол, развалили предприятие. Но до банкротства доводят производство те, кто им руководит. Я недавно был на нескольких таких предприятиях. С болью в душе увидел, до какой степени это доходит. В начале разворуют все, а потом спецадминистратор постепенно пытается выйти из этой ситуации. И то, что сейчас в обществе существует негативное отношение к спец администраторам, мне кажется несправедливым. Нам еще надо изучать проблему, возможно, виной тому и несовершенство законов. - Расскажите, пожалуйста, о ситуации, которая возникла в Клиринг- центре. - Вы имеете в виду бывший минпромовский Клирингцентр? Его деятельность строилась на бартерных взаимопоставках между Кыргызстаном и Узбекистаном. Эта система успешно работала. Но сейчас у нас больше преобладает частная собственность, а в Узбекистане - государственная. И поэтому, прежние бартерные взаимодействия уже не срабатывают. Клирингцентр естественным образом развалился. Да, там остались долги, но это нужно решать путем их реструктуризации. И стараться делать это грамотно. Искать там <ведьм>, я думаю, не стоит. Нужно просто спокойно разобраться в ситуации. И это задача. На то время когда Клирингцентр работал, без него ничего не делалось. Это была активно действующая структура, которая занималась поставками газа и прочего. Ситуация глобально изменилась. И этим должны заниматься специалисты. - Но вернемся к основной теме нашего разговора. В чем Вы видите в настоящее время свои основные функции? - Когда я пришел в Фонд госимущества, у меня было упрощенное понятие обо всем. Думал, вот все приватизируем и ... - Будем наблюдать. - Да, наблюдать спокойно за всем процессом. Сейчас я думаю, что функции нашего Госкомитета должны измениться. Мы должны не только распродавать госимущества, но и способствовать его созданию. - Каким образом? - Вкладывать средства в создание госпредприятий, а потом в дальнейшем также их приватизировать. - То есть возрождать предприятие из пепла? - Да, найти ему хозяина, вкладывать деньги, возможно, донорские, кредитные. Механизмы есть. Они с успехом работают в Ирландии, Сингапуре, Малайзии. В середине июля этого года мы на Иссык-Куле проводили конференцию. Я там докладывал Президенту, участникам конференции о проделанной работе и выступил с предложением о создании у нас в республике Национальной корпорации развития, которая бы была крупной мощной и объединяла все неликвидное имущество: незавершенное производство, например. Под это неликвидное имущество сформировать уставной капитал. Выпустить акции. Заложить их в международном банке, получить кредиты, и восстанавливать производство. Достроить, а потом продавать бизнесменам. Мы сможем их создавать в виде экопромышленных парков, которые займутся переработкой сельскохозяйственной продукции. Перерабатывающая отрасль у нас страдает, особенно на юге. У нас там вся сельхозпродукция вывозится в виде сырья. А ведь те же джемы, соки, масло, консервы можно было бы отправлять на рынки в Россию, Казахстан, Китай, Индию, Малайзию. Кстати, Малайзия - страна, живущая на 90 % за счет импорта продуктов питания. А мы наоборот - имеем все необходимое для экспорта этой продукции. Причем, наша сельхозпродукция славится своими вкусовыми качествами и тем, что она экологически чистая, растет в условиях, созданных самой природой, сочетание солнца, земли и воздуха у нас идеально. Следовательно, у нас огромные экспортные возможности. В этой связи мы открыли совместную Кыргызско-Малазийскую авиакомпанию. И если такой экоиндустриальный парк разместить недалеко от аэропорта, то можно готовые продукты питания отправлять в Малайзию, где их будут охотно покупать. Более того. Я разговаривал с японскими бизнесменами. Рассказал им, что в наших горах много целебных трав. Сам я горный турист, люблю собирать травы, поклонник траволечения. А японцы, как известно, сейчас полностью переводят свою фармацевтическую промышленность на естественное сырье. Мои друзья очень заинтересовались тем, что я им рассказал о наших травах, и сказали мне, что это очень хороший бизнес. Если мы станем отправлять свои травы в достаточном количестве в их страну, то там это стоит баснословных денег. Оказывается, в Японии сейчас идет травяной бум, травы используют для лечения различных заболеваний. Японцы относятся к этому очень серьезно. - То есть, природных богатств у нас достаточно. Надо все это превратить в товар. - А прежде нужно во все вкладывать деньги. Наши бизнесмены сейчас только начинают осознавать возможности. Появляются новые идеи, новые подходы. Ведь перейти резко от социализма к рыночным отношениям - не просто, это очень тяжело. Мощная идеологическая машина существовать перестала, вакуум начал заполняться полу криминальными лицами. Но сейчас все это стало очищаться, появилось понятие - честный бизнес - Но для его развития нужна стабильность в обществе, а в правительстве, парламенте - поддержка. Я хочу сказать, что сегодня старыми подходами уже не проживешь. Мы сделали очень серьезные шаги в плане создания частного сектора. И если в нашем обществе будет стабильность, гражданский мир, бизнесмены свое дело сделают, обеспечив нашей экономике подъем и развитие. Все мы должны понять: мир изменился, изменилось лицо республики. Изменилось сознание ее граждан. Это нужно воспринимать как объективную реальность. Назад пути уже нет. Процесс реформ не останавливается. Он идет и идет вперед, как и сама жизнь. Газеты <РИФ>,

 
Сopyright © 2001 tolstiy