Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские | Документы |Баткен


Круглый стол по ICT – взгляд изнутри.

 

В отеле "Пинара" 27 сентября прошло заседание круглого стола, где обсуждался проект "Национальной стратегии развития информационно-коммуникационных технологий в КР" - полный документ этого проекта можно посмотреть на http://www.gipi.internews.kg/docs.htm

По словам самих разработчиков "проект создан с использованием ( читай - на основе - курсив мой) всех доступных национальных стратегий" (включая и гарвардскую методику "Готовность к Сетевому Миру", специально созданную для развивающихся стран), т.е. на самом деле, как и было отмечено на обсуждении, "состоит из разнородных частей, которые даже не потрудились мало-мальски связать друг с другом". К сему можно добавить еще и то, что проект вобрал в себя "привязки" нацстратегий к "своей местности", что также не привнесло гармонии.
Первая часть, до кофе-брейка, состояла из довольно развернутых и весьма благодушных выступлений, освещающих понятие "информационное общество" и место КР на пути к нему. Объемистые экскурсы в философию понятия и детальный разбор всех выгод от принятия данной стратегии можно было свести к одной фразе "информационное общество - это очень хорошо, и нам туда надо как можно быстрее". И если бы "круглый стол" на этом и завершился, то сторонний наблюдатель мог бы с полным правом сказать: прошел в обстановке полного взаимопонимания и конструктивной нацеленности на радужные перспективы. Ни тени сомненья, ни звука тревоги... Но это только в первой части.
После перерыва директор группы компаний "Ареопаг" Нурбек Турдукулов показал в цифрах развитие рынка ИКТ. Выделил в этом процессе участие государства и частного сектора и спрогнозировал дальнейших ход событий. Картина, в общих чертах, такова: государство может, благодаря инвестициям и грантам, за очень короткое время "положить" частный сектор рынка ИКТ, что и постарается сделать. Но - так как "госструктуры - это самый худший собственник и государство на сегодняшний день не может администрировать и управлять рынком ИКТ" - рынок этот недолго таким пробудет и скоро опять станет частным, но уже с другими игроками.

Тут нелишне будет напомнить, что, например, Киргизтелекому, который сейчас всеми правдами и неправдами старается активно выйти на ниву Интернет-провайдерства, сроку осталось до разделения и продажи (ориентировочно 2003-2004 год) всего ничего. И он (КиргизТелеком), конечно, постарается это время использовать.

Шаг к "информационному обществу" в сфере Интернет-доступа КР смогла сделать только благодаря деятельности первых и ныне крупнейших Интернет-провайдеров "ЭлКат" и "Азия-Инфо". Это они вложили колоссальные средства в развитие своей отрасли, в создание современных телекоммуникационных сетей, и на них сейчас держится более 80% рынка "доступа в Интернет". И это именно им, создавшим сам рынок Интернета, грозит сейчас абсолютно неравная борьба с Телекомом, который собирается этот рынок захватить. Монополия на оказание услуг междугородней и международной связи, монополия на кабельные и релейные линии, огромные кредиты под госгарантию, государственная принадлежность контролирующих органов (антимонопольный комитет и ГАС - госагентство связи) - дают Телекому все возможности стать единственным хозяином-монополистом и в этом секторе рынка.

Именно об этом и говорил директор компании "ЭлКат" - Дудин А.В. о "директивном циркуляре", обязывающем провайдеров переключить свой трафик на систему "Кварц" (пресловутая "восьмерка"); о том, что это техническое решение снижает скорость передачи данных и качество сигнала на 25-30%.
Падение скорости, ухудшение параметра "сигнал-шум" - фактически для клиента равнозначно повышению стоимости услуг Интернет на 30-50%. Говорилось и о том, что Телеком уже начал применять в регионах рычаги из своего "джентльменского набора монополиста". По сути, запускается механизм демпинга цен: клиенты Телекома освобождаются от оплаты за сеанс междугородней связи - взимается только стоимость Интернет-услуг. На клиентов других провайдеров такая льгота не распространяется, придется платить полностью и за "межгород" - телефонистам, и за Интернет трафик.

Представитель самого Киргизтелекома попытался в другом свете выставить сложившуюся ситуацию, но возникшая было дискуссия с членами Ассоциации Операторов Связи была быстро остановлена Ю. Мисниковым (см. повестку дня), вдруг озаботившимся регламентом ведения "круглого стола".

Видимо, по его мнению, столь высокому собранию недосуг опускаться до обсуждения этаких мелочей. Ведь на повестке дня - СТРАТЕГИЯ и ее надо ПРИНЯТЬ.

Все присутствующие в зале определенно делились на две категории: те, кто действительно работает в сфере ИКТ и сам этот рынок формирует, и те, кто предпочитает о нем говорить, философски рассматривать ВОПРОС, мечтать о блестящих перспективах и учить первых, как их нужно достигать. Для этих - вторых - вопрос ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИИ превыше всего остального, он снимает все противоречия и приближает наступление "информационного общества". Конечно снимет, как же тут не снять - " Мы считаем, что оценка документов, касающихся национального уровня должна производиться на остновании определенных показателей. В нашем случае, критериями оценки документа являются: четкость и однозначность измеряемой цели, выраженная в терминах конечного результата, ясное выделение приоритетов и понятный подход к реализации стратегии и отсутствие противоречий. Данный документ содержит основные положения, без излишней детализации, размывающих восприятие всей целостности идеи" - цитата из документа " Концепция национальной стратегии по ИКТ в КР (орфография оригинала сохранена).

А "излишняя детализация, размывающих…" такова: в свое время закрепленное за Телекомом монопольное право на спутниковое приемо-передающее оборудование надолго задержало развитие Интернет в КР. В то время как в Казахстане ввод частной компанией "Нурсат" в 1997г. спутникового ствола позволил снизить цены до 50 центов за час работы в Интернет, в Кыргызстане час доступа стоил 6 долларов и эта, долго продержавшаяся, цена явно не способствовала широкому распространению Интернета в КР

Нужно вспомнить и такой прецедент: когда-то, не имея своей спутниковой "тарелки", Телеком пользовался антенной Катела, а после ввода своих мощностей, сразу "вспомнил" о монополии и потребовал "погасить ствол". Пришлось оператору сотовой связи переключиться на оборудование Телекома и, естественно, не бесплатно.

Теперь Телекому стал интересен Интернет. В этой ситуации нетрудно проследить и следующий ход - добившись от провайдеров перехода на "восьмерку", он все же введет "налог на модем". Аргументы для этого всегда найдутся. И то, что оплату за пользование "Кварцем" потребуют - можно и не сомневаться. Оплату потребуют со всех…. кроме своих клиентов. А так как "Кварц" быстро исчерпает свои ресурсы, то не исключено, что для своих клиентов Телеком отменит и дозвон на "восьмерку".

После этой комбинации Телеком получит всех клиентов, а клиенты получат государственного монополиста с соответствующим отношением и сервисом.
А когда на рынке не останется альтернативных провайдеров, тогда можно будет и о повышении цен подумать….

Очень тут хочется выразиться "в терминах конечного результата", да воспитание не позволяет. Давайте лучше СТРАТЕГИЮ почитаем, авось поможет.

Читающий Стратег

Повестка дня

Дата: 27 сентября 2001 г.

Время: 10:00

Место: гостиница «Пинара»

Время
Действие
Докладчик
09:30- 10:00 Регистрация участников  
10:00- 10:15 Вступительное слово Ибраимов О.И. -госсекретарь КР
10:15 - 10:35 Доклад по проекту национальной стратегии Жумалиев К.М. -Министр МТ и К
10:35 - 10:50 Выступление Аширкулов М.А. -секретарь СБ КР
10:50- 11:00 Выступление Эржан Мурат -Постоянный Представитель ПРООН
11:00- 11:15 Выступление Кутанов А.А. -президент-ректор АУ при Президенте КР
11:15 - 11:30 Выступление Оторбаев Д.К. -специальныйпредставитель Президента по инвестициям
11:30- 11:45 Кофе-брейк  
11:45 - 13:45 Обсуждение проекта стратегии и предложений o Частный сектор o НПО o Международный сектор o СМИ o Свободные дискуссии Мисников Ю.Г. -зам. Постоянного Представителя ПРООН - ведущий
13:45 - 14:00 Заключительное слово Жумалиев К.М. -Министр МТ и К
     

  Назад На начало страницы На главную страницу