Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские
 

15 марта 2001 года

А РОССИЯ ВСЕ СМОТРИТ ИСКОСА

Последняя неделя перед международным женским днем была насыщенна мероприятиями, посвященными проблемам и бедам двадцатипятимиллионной русской диаспоры, образовавшейся после распада СССР. В столице прошли конференция "Москва и российские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству", организованная городской мэрией, и заседание Совета сотечественников при Государственной думе.

В них участвовали более сотни представителей русских организаций из всех государств постсоветского пространства. Участники акций обсуждали вопросы взаимодействия российских государственных структур и соотечественников, получения образования на русском языке в государствах проживания, проблемы русского языка и культуры, русского бизнеса, защиты прав человека и так далее. Однако эти интересные мероприятия, по всей видимости, так и не смогли помочь в определении долговременной стратегии России по отношению к соотечественникам.

Родина слышит, но не слушает

Положительная роль московского правительства в организации помощи русской диаспоре общеизвестна и во многом определяется жесткой позицией мэра Юрия Лужкова, до сих пор, несмотря на заключение "большого" договора между Россией и Украиной, стоящего на позиции "Севастополь – город русской славы". На средства Москвы для моряков Севастополя и их семей построены несколько многоквартирных домов, школа, открыт крымский филиал МГУ, соотечественникам регулярно передаются большие партии учебников. Столица помогает не только Крыму, но и Прибалтике.

Очевидно, однако, что усилий московской администрации явно не достаточно. Проблемы и нужды 25 миллионов соотечественников на постсоветском пространстве носят глобальный характер и не могут быть решены одними денежными вливаниями, пусть и весьма существенными. К сожалению, федеральные власти, за исключением, пожалуй, лишь президента Владимира Путина, постоянно подчеркивающего необходимость оказания соотечественникам всесторонней помощи, не осознают ни их остроты, ни значения диаспоры для России.

"Во время пленарного заседания конференции в московской мэрии у меня произошел приступ болезни "ухо-глаз". Это когда ухо в Москве слышит одно, а глаз в Киеве видит совсем другое", – заметил депутат Верховного совета Украины, заместитель председателя комитета по вопросам свободы слова и информации Владимир Алексеев. – "Одна из московских чиновниц, опровергая высказанную перед ней достаточно объективную оценку ситуации, данную Ю.Лужковым, очень интересно рассказывала, как хорошо обстоят дела в Киеве с образованием на русском языке: все предметы преподаются на украинском, но между собой дети говорят по-русски, как и дома". Из 400 киевских школ целых 9 русских – это, действительно, большие успехи, особенно при 20% этнически русского населения города, не считая русскоязычных, которых больше половины. "В нацистской Германии был такой еврейский актер Иго Сим", – продолжает В.Алексеев. – "Он снимался в пропагандистских роликах Геббельса о том, как хорошо еврею жить в Третьем рейхе. Ролики эти через отделы пропаганды крутили по всему миру для того, чтобы доказать, что все разговоры о преследовании евреев гитлеровцами – злонамеренная выдумка западных плутократов и сталинских большевиков. В аналогичной роли выступают и некоторые российские чиновники, чрезмерная доверчивость которых граничит с откровенным кретинизмом".

По мнению Виктора Алксниса, одного из семи депутатов Государственной думы, к округу которого приписаны граждане России, проживающие в СНГ, "русские, оставшиеся после развала СССР за пределами России, оказались брошенными. Четкая, внятная позиция России по проблеме соотечественников отсутствует. Высшее российское руководство много говорит о том, что будет всех защищать и поддерживать, но по сути оно просто наплевало на соотечественников". "Ситуация не изменилась и с избранием нового Президента России", – считает В.Алкснис. – "Путин едет в Казахстан и обнимается с Назарбаевым, который за последние 10 лет провел крупнейшую в истории этническую чистку, выдавив из страны около двух миллионов русских. И этот вопрос никто не поднимает ни в российском Совбезе, ни в ООН. Соотечественники считаются все тем же "отрезанным ломтем" и могут рассчитывать только на себя, но не на помощь России".

Дипломатия в противоположную сторону

Эта оценка одновременно и резка, и трезва. Некоторый оптимизм, правда, внушает недавний "разгон", устроенный Путиным на коллегии МИДа. Чиновникам от дипломатии была поставлена задача лучше работать с соотечественниками. При этом президент заметил, что тем, кому это в тягость, лучше освободить свое место.

О неблаговидной роли некоторых дипломатических работников, категорически не желающих помогать соотечественникам ни в чем, можно говорить довольно долго. Злоупотребления при получении российского гражданства, а проще говоря, взятки, которые вынуждены давать сотрудникам российских консульств желающие приобрести краснокожую паспортину, стали массовым явлением. Известно, что такие случаи не редкость в государствах Средней Азии и в Молдавии.

Во Львов за недолгое время функционирования российского консульства назначен уже третий консул. Деловые отношения у представителей русских организаций города сложились лишь со вторым из них – Владимиром Солоцинским, не боявшимся поставить свою подпись под обращением соотечественников к городским властям с просьбой оставить в покое очередную русскую школу, насильственно перепрофилируемую в украинскую. Остальные предпочитали устраняться от общения с диаспорой и всячески демонстрировать свою лояльность местной власти, что бы та ни вытворяла.

Дипперсонал посольств России в Средней Азии нередко впрямую сотрудничает с соответствующими службами страны пребывания. Известен случай, когда, например, содержание конфиденциальной беседы, состоявшейся в посольстве между дипломатами и представителями русской диаспоры, стало дословно известно местному КГБ вместе с точным списком всех присутствовавших. Кроме того, российские дипломаты нередко выбирают для "работы" лишь какую-то одну из множества русских организаций – естественно, "карманную", созданную или прикормленную властями для того, чтобы создать видимость отсутствия в стране "русского вопроса". Все же прочие клеймятся как "радикалы" и "экстремисты", с которыми опасно иметь дело.

Безучастность дипломатов к происходящему с соотечественниками, в том числе гражданами России, порой просто поражает. Позиция их, как правило, непоследовательна и существенным образом зависит от колебаний "генеральной линии" МИДа или от соображений типа "досидеть бы до пенсии" (это, увы, очень распространенное объяснение собственной пассивности и безынициативности в отстаивании интересов русских).

Летом, во время очередного острого приступа русофобии на Украине, связанного с "делом Билозира", посольство России в Киеве проснулось лишь через полтора месяца после начала невиданной по силе кампании наступления украинских националистов на русский язык, культуру и СМИ. Тогда российский посол Иван Абоимов высказался по поводу происходящего весьма жестко, выразив глубокую озабоченность отсутствием реакции правительства Украины на события во Львове. Через несколько месяцев, по мнению посла, никаких особых проблем с русскими на Украине уже не было, хотя ситуация принципиально не изменилась.

Впрочем, говоря о наших дипломатах, нельзя не вспомнить о достойном поведении российского консула в казахстанском Усть-Каменогорске Владимира Нестоянова. На протяжении всего процесса он активно защищал интересы россиян, обвиненных по печально памятному и очевидно сфальсифицированному "делу Пугачева". Разнервничавшийся суд даже вынес в его адрес частное определение с порицанием такого поведения. Благодаря, по-видимому, личной позиции консула, Россия хотя бы в этом деле выглядела достойно, до конца пытаясь обеспечить объективное рассмотрение дела. Но это, увы, редкое исключение.

Тамбовский волк тебе поможет

Под стать дипломатам ведут себя и вынужденные заниматься проблемами соотечественников государственные органы России. На упомянутой конференции все они были представлены лицами второго-третьего ранга, не имеющими полномочий для самостоятельного принятия принципиальных решений. Ответственный секретарь правительственной комиссии по делам соотечественников Сергей Николаев от Миннаца, председатель думского комитета по делам СНГ Борис Пастухов да заместитель министра культуры – вот и все присутствовавшие на мероприятии "официальные лица".

Кстати, недавний скандал вокруг решения министра культуры России Михаила Швыдкого выделить 250 тысяч долларов на проведение съемок украинского фильма "Мазепа" ясно демонстрирует приоритеты ряда российских госчиновников. Как известно, предатель-гетман стал одним из героев новой украинской истории. Господдержка фильма, как и февральское заявление Швыдкого об отсутствии на Украине проблем с русским языком и культурой, вызвала резкую отповедь со стороны и соотечественников, и Лужкова.

По словам мэра, он пошлет министру томик поэмы Пушкина "Полтава", чтобы тот осознал, какую, мягко говоря, неоднозначную роль сыграл гетман Мазепа в русско-украинских отношениях. Представители диаспоры разозлились еще больше. "Когда мы просим Швыдкого выделить деньги на русскую культуру во Львове, он нам постоянно отказывает", – заметили руководители львовской Ассоциации культуры и образования "Русский дом". "Это ярчайшее проявление национал-мазохизма. Мало того, что Россию в этом фильме выпорют и покажут в неприглядном виде, так еще и сделают это за ее деньги. Украина ни за что не стала бы финансировать, например, польский фильм "Огнем и мечом". Это примерно то же самое, как если бы Израиль начал выплачивать пенсии бывшим операторам газовых камер Освенцима", – прокомментировал затею Швыдкого Владимир Алексеев. Один из участников конференции, просивший не указывать его имени в печати, выразился еще резче. "Это примерно как если бы проститутка сама платила клиенту", – не без иронии подчеркнул он. Самое интересное, что г-н министр, по-видимому, не ожидал такого осуждения со всех сторон и тут же бросился доказывать, что он якобы ничего такого не говорил и не думал, а против него проводится "спланированная акция".

Лидеры русской диаспоры так и не смогли пообщаться ни с высокопоставленными представителями МИДа и администрации президента, ни с заместителем министра образования Александром Кондаковым (куратором русского образования в ПКДС, к действиям, а вернее, откровенному бездействию которого у соотечественников накопилась масса претензий) – никто из них так и не появился. По мнению одного из организаторов конференции, директора Института стран СНГ Константина Затулина, все эти чиновники просто не желают участвовать в мероприятиях, организованных не ими.

Верна эта догадка или дела обстоят хуже, и они вообще не желают заниматься соотечественниками, – вопрос спорный. Дело в другом: разговор о нуждах российской диаспоры вновь прошел в тесном кругу тех, кто и без всяких конференций по мере сил пытается их удовлетворить. Федеральные власти не сумели назвать участникам форума даже окончательные сроки проведения полномасштабного съезда соотечественников, которые переносились уже раз десять. Полгода назад было объявлено о проведении съезда в апреле, однако оргкомитет его не собирался ни разу и по большому счету вообще еще не сформирован, так что понятно, что мероприятие откладывается по крайней мере на месяц.

Работу правительственной комиссии по делам соотечественников, собиравшейся всего два-три раза за семь месяцев, тоже никак нельзя признать удовлетворительной. Она старательно изолирует себя от любого общественного контроля. Доходит до нелепости, граничащей с абсурдом: стремясь как можно скорее "списать" жалкие средства, выделенные в прошлом году на обеспечение деятельности комиссии (целых 50,2 миллиона рублей на все 25 миллионов русских!), ее сотрудники, например, организовали отдых детей соотечественников из Киргизии и Узбекистана в Омске в декабре, когда там стояли пятидесятиградусные морозы (!). Конечно, дети и их родители благодарны за любую возможность побывать в России, но подобная "забота" выглядит все же как издевательство.

Немало нареканий вызывает и работа Совета соотечественников. Во-первых, его членов назначает профильный думский комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, а не избирают сами русские организации. Многие лидеры русских объединений в приватных беседах высказывали свое неудовольствие таким положением дел. Оно и естественно: как выразился один из соотечественников, "от членов Совета требуется лишь послушно исполнять роли безгласных статистов". Это суждение, пожалуй, слишком резко, но по сути своей в целом правильно, в чем легко убедиться, посетив его заседания.

Во-вторых, с момента своего фактического воссоздания, произошедшего полгода назад, Совет соотечественников собирался всего два раза по два дня. "За это время никакой серьезной проблемы не решить, а от ритма работы во многом зависит ее эффективность. Остановить процессы ассимиляции русских в государствах СНГ можно лишь в том случае, если российский орган, занимающийся проблемами соотечественников, будет работать в постоянном профессиональном режиме. Если этого не случится, вся деятельность Совета соотечественников сведется к нескольким праздникам и банкетам и пользы от этого не будет", – считает член Совета, председатель Русского движения Украины Александр Свистунов. К сожалению, пока Совет соотечественников движется именно в этом направлении.

Государь, тебе челом бьем

Понимая, что без активного вмешательства главы государства их проблемы решаться не будут, участники конференции в мэрии сформулировали ряд наиболее принципиальных требований к российской госвласти. Они обратились к Путину с просьбой взять под личный контроль защиту преследуемых по сфальсифицированным обвинениям в государствах Прибалтики советских ветеранов. Вновь поднят вопрос о необходимости обязательной увязки уступок и льгот со стороны России при заключении любых договоров с государствами СНГ и Прибалтики с положением соотечественников и статусом русского языка в этих странах.

Кроме того, представители русской диаспоры попросили Путина сохранить регистрационный характер принятия российского гражданства гражданами бывшего СССР (как известно, он отменен с 1 января, а обычный порядок гораздо сложнее), создать постоянно действующий орган по делам соотечественников за рубежом и существенно увеличить ассигнования на эти цели, а также сформировать отдельный избирательный округ для проживающих за рубежом российских граждан. Примерно о том же говорили и участники Совета соотечественников.

Пока никакого ответа по существу на все эти предложения не последовало.

"Поддержка соотечественников должна заключаться не в том, чтобы предоставлять им какие-то средства – вот это как раз меньше всего надо делать, поскольку это приводит к тому, что разные организации просто начинают драться за эти деньги, что зачастую является основным смыслом их деятельности", – считает Владимир Алексеев. – "Выделяемые на это средства должны в основном тратиться на территории России, например, на ту же оплату авторских прав российским телекомпаниям, чтобы их программы могли беспрепятственно распространяться в государствах ближнего зарубежья. Так они получат гораздо больше, чем если будут пытаться выцарапать деньги с мифических платежеспособных абонентов кабельных сетей. Понятно, что этот вопрос должен решаться на федеральном уровне. В противном случае в ближайшее время в кабельных сетях на Украине будут показывать французские, немецкие, арабские и какие угодно еще, но только не российские программы".

Ряд государств СНГ получали и получают от России экономические уступки и послабления в части реструктуризации долгов, отсрочки платежей, таможенных льгот. Это вполне естественно в отношениях между государствами, но почему при этом не учитывается один очень важный фактор? Серьезность намерений того или иного государства в отношениях с Россией определяется очень просто: если русский язык имеет в нем юридический статус, значит, оно намерено развивать отношения с Россией всерьез и надолго. Если нет – это государство преимущественно под прикрытием заверений о дружбе и сотрудничестве просто пытается получить по льготным ценам российские ресурсы.

Логично было бы, если бы Россия предоставляла подобные льготы только первой категории государств. Не стоит говорить тут о великодержавном шовинизме, вмешательстве во внутренние дела, – это обычная международная практика. Германия защищает немцев во всем мире, Израиль является родиной всех евреев, независимо от того, в какой стране мира они проживают. Маленькая Греция, и та помогла этническим грекам во время конфликта в Абхазии. Поэтому подобное поведение России полностью соответствовало бы международной практике. Другое дело, что когда так поступают Германия или Израиль, это называют защитой прав человека и демократией, а когда Россия – шовинизмом и имперскими амбициями. Думаю, что следует меньше поддаваться на пропагандистские стереотипы. Не следует забывать и о позиции, высказанной предыдущим Председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы г-жой Лени Фишер: "действия по защите прав человека не являются вмешательством во внутренние дела".

"Пока Россия сделала слишком мало шагов для реальной поддержки соотечественников", – полагает В.Алексеев. – "Вам, может быть, будет интересно узнать, что Украина, например, на обустройство одного крымского татарина тратит в 400 раз больше средств, чем Россия на одного соотечественника. Было бы разумно, если бы на первом этапе изменения своей политики в этой области РФ использовала экономические возможности, например, предоставление тех же привилегий и льгот в зависимости от положения русских и русского языка. Разумна и система грантов, предоставляемых организациям соотечественников после проведения конкурса, как это делается во всем мире. Необходима постоянно действующая федеральная программа подготовки в России учителей русских школ для Прибалтики, Украины, Средней Азии, Закавказья. Организовать все это не сложно, а польза была бы ощутимая".

По мнению К.Затулина, Россия обязана работать с русской диаспорой. Бесконечные разговоры об отсутствии необходимых для этого средств представляются откровенно несерьезными. В конце концов, деньги для содействия соотечественникам находят куда более бедные и маленькие государства, такие, например, как Румыния или Словакия. Для них очевидно, что в конечном счете это вопрос геополитической состоятельности государства. Одним из вариантов изыскания нужных средств могло бы стать создание специального государственного фонда наподобие пенсионного, который пополнялся бы за счет фиксированных отчислений процента от НДС.

"Поворота государственной политики в сторону соотечественников не случится до тех пор, пока первое лицо государства не заявит официально, что, несмотря на наше тяжелейшее экономическое положение, Россия – великая страна, что у нас есть 25 миллионов соотечественников за рубежом и каждого из них мы будем защищать, используя весь имеющийся в нашем распоряжении арсенал средств", – уверен Виктор Алкснис. Осознает ли Россия, какую ценность представляет для нее русская диаспора, и предпримет ли усилия для того, чтобы показать соотечественникам свою в них заинтересованность – до сих пор большой вопрос. Но от ответа на него во многом зависит и геополитическое положение страны в третьем тысячелетии, и общее моральное самочувствие всех россиян.

Коррупция в России и действенные методы борьбы с нею

Новости, варез, ucoz

  Назад На начало страницы На главную страницу