Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность | Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские
 

  Александр Князев

"Партийное строительство" в Афганистане

В 1982 году на волне сопротивления советским войскам и кабульскому просоветскому режиму оппозиционные партии и группы объединились под эгидой "Исламского фронта освобождения Афганистана", позднее переименованного в "Исламский фронт моджахедов Афганистана". По числу участвовавших в нем партий и лидеров и месту их объединительной встречи он получил название "Пешаварской семерки". Именно этот альянс стал главной силой сопротивления советской агрессии и кабульскому режиму, однако, формальная объединительная структуризация и наличие общей цели вовсе не означали единства в прямом понимании этого слова. Бесконечная череда расколов и рекомбинаций стала отражением характерной для всего афганского общества неспособности к унитаризму. Феодальный менталитет влек за собой такие черты как фанатичная приверженность любого из афганцев собственному лидеру, стремление каждой группировки прежде всего к независимости и самостоятельности. Эти характеристики дополнялись этническими, религиозными, социальными, региональными дифференцирующими факторами. Лишь примерно с середины 1980-х годов, когда значительно увеличилась численность отрядов моджахедов, начали проводиться какие-то спланированные и совместные операции против советских войск и кабульского правительства.
Ниже приводятся краткие характеристики основных партий и этнополитических группировок Афганистана. Необходимо учитывать, что динамика реструктуризации этих формирований чрезвычайно высока. Многие из характеризуемых партий существуют лишь формально, но нельзя исключать вероятности их реанимации в реальной военно-политической жизни. Таковым является, например, Национально-исламское движение Афганистана. Другие относятся к уже устоявшимся, апробированным временем структурам, как например, Исламское общество Афганистана.


Исламское Общество Афганистана - "Джамиат-е уль-Исломий-е Афгонистон" (ИОА)
Программными установками партии объявлено построение исламского государства умеренного направления. ИОА отражает интересы прежде всего таджикского населения. По некоторым данным, к партии могут относить себя около 100 тысяч человек,i однако, учитывая более поздние политические реалии, эта цифра представляется очень даже сомнительной.
Лидер партии - Бурханутдин Раббани. Родился в 1942 году в г. Ишкашим (по другим сведениям - в г. Файзабад) провинции Бадахшан, таджик из этнической группы яфтали. Окончил теологический факультет Кабульского университета, профессор теологии. В политической жизни участвует примерно с 1975 года, после свержения королевского режима и установления в стране светского правления Дауда. Именно тогда Раббани стал одним из руководителей Исламской партии, связанной с международной организацией "Братья-мусульмане". В результате разногласий с Хекматиаром, в 1982 году Раббани создал свою партию (ИОА) и стал одним из участников созданного "Пешаварской семерки". Наиболее активным периодом деятельности была борьба против советских войск и просоветских режимов в Кабуле. В 1992 году режим Наджибуллы был свергнут, Афганистан был объявлен Исламским Государством, а в конце того же года при поддержке Ахмад Шаха Масуда Раббани созвал Шуру (Совет) из 1335 делегатов, которые и избрали его президентом страны. В марте 1993 года в Исламабаде лидерами восьми наиболее крупных партий и группировок были подписаны "Мирное соглашение" и "Соглашение о разграничении полномочий между президентом и премьер-министром", согласно которому предусматривалось 18-тимесячное пребывание Бурханутдина Раббани на посту президента. Таким образом, в декабре 1994 года срок пребывания Раббани на посту президента заканчивался. Продолжая находиться у власти, в феврале 1995-го года, когда талибы подошли к Кабулу и потребовали разоружения всех формирований, Раббани сделал заявление о продлении своих полномочий "до устранения опасности вооруженного захвата власти движением "Талибан". Это заявление является главным и единственным законным основанием пребывания Бурхануддина Раббани на посту президента в последующее время.ii


Военизированное крыло ИОА - "Шурройи-е-Незор", его возглавляет Ахмад Шахом Масуд. Примерно с середины 90-х годов выделилось фактически в автономную военно-политическую силу.iii
Этнотерриториальный принцип дифференциации афганского общества обуславливает и критерий по которому происходит распределение влияния и контроля над тем или иными регионами страны той или иной группировки. Так, ИОА контролирует преимущественно провинции с компактным проживанием таджикского населения.iv В военно-феодальной структуре афганского общества в каждой из группировок чрезвычайно высока роль образований, которые по аналогиям можно квалифицировать как спецслужбы. В структуре ИОА это так называемое "Управление национальной исламской безопасности" - "Риесат-е Амният-е Милли-е Исломи Афгонистон" - (далее УНИБА). Структурно УНИБА было организовано в конце 1991-го года под непосредственным руководством Ахмад Шаха Масуда на базе разведывательных подразделений "Шуройи-е-Незор" и отдельных элементов Министерства госбезопасности ДРА. Руководитель УНИБА - генерал Мохаммад Фахим, 1948 года рождения, таджик, уроженец провинции Парван, в период советско-афганской войны руководил разведывательными органами "Шуройи-е-Незор", выпускник Кабульского политехнического института, владеет дари, пушту и русским.v Предположительно, в структуре УНИБА имеются следующие подразделения: управление разведки, управление контрразведки и военной контрразведки, управление по защите экономики, управление по борьбе с бандитизмом, управление по работе с интеллигенцией, молодежью, духовенством и политическими организациями, управление кадров, а также шифровальная, хозяйственная, транспортная службы и служба спецсвязи. Несомненно, что данная схема является скорее формальной. Другое дело - фактическая деятельность УНИБА. Известно, что во всех дипломатических миссиях Афганистана в зарубежных государствах для сотрудников УНИБА резервированы 2-3 места. Работающие под дипломатическим прикрытием сотрудники УНИБА осуществляют в основном разведывательную и контрразведывательную (в афганских диаспорах) деятельность как в странах пребывания, так и зачастую в соседних со странами пребывания государствах. В рамках 1-го управления (разведка) и 7-го управления (сфера идеологии) УНИБА зарубежная резидентура особенно активно в последние годы работает по странам СНГ. Основными задачами этой работы являются сбор всесторонней информации, разложение имеющихся в афганских диаспорах партий и движений, оппозиционных официальному афганскому правительству, пропаганда идей умеренного ислама, дискредитация политических противников.vi


Национальное исламское движение Афганистана (НИДА) - "Джумбеш Милли Исломи Афгонистон"
НИДА - едва ли не единственная из действующих на политической арене Афганистана военно-политическая группировка, многие из функционеров которой были тесно связаны с правительствами Бабрака Кармаля и Наджибуллы, в НДПА большинство из них входило во внутрипартийную фракцию "Парчам".vii Движение, отражающее интересы представителей различных этнических групп, в основном, склонных к светскому пути развития страны. Большинство, впрочем, составляют этнические узбеки. В 1992 году Достум организовал Национальное исламское движение Афганистана (НИДА) и стал его руководителем. Задачей НИДА стала борьба за создание в Афганистане федеративного государства, "основанного на религии ислама" (пункт 2 документа "Политические цели Национального исламского движения").viii Впрочем, в середине 90-х Достум не исключал и создания на Севере независимого государства.
Создатель и лидер партии - генерал Абдул Рашид Достум, уроженец одного из кишлаков в окрестностях г. Шибергана, провинция Джаузджан, примерно 1958 года рождения, узбек (по другим сведениям - кыпчак), в 80-х годах находился на военной службе правительства Наджибуллы, тогда же получил генеральское звание, командир 53-й пехотной дивизии бывшей правительственной армии, подразделения которой принимали участие в боях на стороне вооруженной оппозиции, начиная примерно с 1991-го года. Поскольку большинство сторонников НИДА составляют представители тюркского этноса - узбеки, туркмены - его базой является территория расселения этого этноса, северные провинции Джаузджан, Кундуз, Саманган, Балх, Фариаб, Батгиз. Фактически, движение представляет собой политическое объединение, структурно связанное с военными формированиями генерала Достума и обеспечивающее этим формированиям как поддержку идеологическую, так и практическую, теснейшим образом взаимодействуя с местными властями. В очень многих случаях местные структуры НИДА являются одновременно и местными органами власти, привлекая к осуществлению властных функций при необходимости традиционные структуры (советы старейшин и т.п.). В частности, подобная схема власти наблюдалась автором в провинциях Джаузджан и Фариаб в различные периоды 1997-1998-го годов. В отдельных местах (населенные пункты Кейсар, Альмар в провинции Фариаб, в частности) эта схема местной власти включала в себя и военный элемент. То есть, скажем, глава уезда одновременно являлся не только партийным лидером, но и командиром местного гарнизона и примыкающих к нему военных отрядов.ix Достум в течение длительного времени поддерживал и поддерживает тесные контакты с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, неофициально посещая Ташкент.x
До сентября 1998-го года (вторая эмиграция Достума) можно было всерьез говорить о существовании спецслужбы НИДА: Главного управления национальной исламской безопасности Афганистана - "Риесат-е Умуми-е Амният-е Милли-е Исломи-е" - ГУНИБА, созданной в конце 1992-го года на базе структур Министерства государственной безопасности ДРА. Ее руководителем являлся генерал-полковник Сейид Комиль, одновременно являвшийся заместителем Достума по партии и его личным представителем в г.Термезе (Республика Узбекистан).xi В составе ГУНИБА структурно были выделены следующие управления: разведки, контрразведки, военной контрразведки, по объектам экономики, по борьбе с бандитизмом, по объектам образования, научным, творческим и общественным организациям, кадров. Имелись выделенные в автономные структуры территориальные органы в провинциях Баглан, Саманган, Джаузджан, Фариаб и в уезде Сарипуль. Среди сотрудников ГУНИБА был очень высок процент бывших сотрудников МГБ ДРА, в том числе обучавшихся в СССР и владеющих русским языком.xii


Партия Исламского единства Афганистана - "Хезби вахдоди исломи Афгонистон"xiii (ПИЕА)
Объединяет афганских шиитов-имамитов, прежде всего - хазарейцев. Будучи консолидирована в первую очередь на религиозной основе, ПИЕА традиционно сориентирована на соседний Иран. ПИЕА была создана в 1990 году на территории Ирана как альянс целого ряда шиитских группировок проиранской ориентации. Создание ПИЕА патронировал иранский религиозный авторитет ходжат оль-эслам Мортазави, первым лидером стал Абдул Али Мазари. Созданию ПИЕА также содействовали известные иранские религиозные и политические деятели Сайед Бехешти, ходжат оль-эслам Заэди, Садеги (Нили), Фазли, Сайед Джарган. В марте 1995 года талибами был убит основатель партии Абдул Али Мазари, после чего последовал раскол. Лидер одной из фракций М.Акбари эмигрировал в Иран. Основную шиитскую группировку, действующую на территории Афганистана возглавил профессор Абдул Карим Халили. Основная цель ПИЕА - построение в Афганистане исламского государства на принципах умеренного фундаментализма по типу иранского.xiv Позиция ПИЕА в вопросе будущего Афганистана - создание коалиционного правительства, в котором шииты получили бы не менее 25% мест. Спецслужба ПИЕА - "Риесат-е Амният-е Исломи-е Хезб-е Вахдат" - была создана в 1993-м году при непосредственном участии тогдашнего лидера шиитской группировки Абдула Али Мазари. Осуществляет свою деятельность собственно партийные структуры. Общее руководство деятельностью специальных структур до осени 1998-го осуществлял глава представительства ПИЕА в провинции Балх Хаджи Мохаммад Мухаккик.xv После эмиграции лидера партии Абдул Карима Халили в Иран Мухаккик принял на себя общее руководство хазарейскими военно-политическими структурами на территории Афганистана. До указанных событий его заместителями являлись Рахими, отвечавший за работу в северных провинциях, и Абдул Вахил, работавший в центральных провинциях, исключая Хазараджат. Известно, в частности, что Рахими более пяти лет проживал в ИРИ и его проиранская ориентация представляется достаточно очевидной. В сентябре-октябре 1998-го года Карим Халили эмигрировал в Иран (Мешхед) и Мукаххик фактически возглавил сопротивление хазарейских отрядов - прежде всего в Бамиане, долине р. Гурбанд, в Балхе и Самангане.
Кроме ПИЕА существует еще значительный ряд небольших шиитских организаций проиранской ориентации.


Исламское движение Афганистана (ИДА) - "Харакат-е исломи"
Умеренная партия, была создана в 1979 году аятоллой Мохаммадом Асефом Мохсени (из Кандагара) с центром в г. Кумы (Иран) и филиалами в гг. Захедан, Мешхед, Тейебад, Тегеран, Торбете-Джам (все Иран), а также в гг. Кветта, Мирамшах, Пешавар, Чаман (все Пакистан). Зоны действия в Афганистане - Герат, Газни, Бамиан, Кандагар, Гильменд. Насчитывает до 2-х тысяч кадровых боевиков и до 15-ти тысяч последователей. На территории Афганистана начала активно действовать с 1992-го года.
Революционный совет Исламского союза Афганистана (РСИСА) - "Шура"
Выступает за фактическую автономию Хазараджата. Создана при поддержке иранского Корпуса стражей иранской революции (КСИР) при непосредственном руководстве ходжат оль-эслама Садека Хашеми; свыше 4 тысяч боевиков "Шуры" участоствовали в боевых действиях против Ирака. Возглавляет Сайед Бехешти.


Партия Аллаха - "Хезболлах"
Лидер - Кари Якдаст, военный руководитель - Вали Мохаммад. Штаб-квартира расположена в Тегеране, филиалы в Захедане, Мешхеде, Тейебаде. Создана в 1980-м году, включает в основном шиитов из провинций Герат и Фарох. Полторы тысячи кадровых боевиков, отряды которых действуют в основном в провинциях Герат, Фарох, Гур, Бамиан, Урузган.


"Наср"
Лидер - Кази Амин, один из основателей исламского движения сопротивления и партии Хекматиара ИПА. Долгое время активно сотрудничал с Бурханутдином Раббани. "Наср" создана в 1979-м году, некоторое время носила название "Организация борющегося духовенства Афганистана". Районы действия - Бехсуд (Нангархар), Урузган, Парвон, г. Мазар-и-Шариф.
Корпус стражей исламской революции Афганистана - "Сепахе Пасдар"
Лидер - Мохсен Резаи. Создана в 1983 году под контролем КСИР Ирана, но пользовалась в годы советско-афганской войны и большой поддержкой Китая. Среди руководства популярны маоистские идеи, в годы войны в отрядах действовало большое число китайских инструкторов. В середине 80-х годов действовала в основном в координации с "Наср". К концу 90-х располагала примерно 3 тысячами кадровых боевиков, около 8 тысяч человек поддержки. Районы действия - Гур, Бамиан.


Духовенство и исламская молодежь
- слабоструктурированная организация шиитов провинций Кандагар, Фарох и Гильменд, создана в 1980 году.
Федаи мусульманского народа Афганистана
- организация, созданная шиитами провинции Балх (в основном в г. Мазар-и-Шарифе), идейным вдохновителем считается Сейид Исмаил Балхи.


"Гром" - "Раад"
- создана в 1976 году шиитскими религиозными деятелями из Мазар-и-Шарифа Махаммадом Хазаи и Сейидом Исмаилом Балхи, в 80-х годах возглавил Мохаммад Асеф Мохсени. С уклоном к тактике индивидуального террора, продолжает действовать в провинциях Балх и Герат.
Особое место среди группировок правительственного альянса занимают исмаилиты во главе с их пиром Сейидом Абдул Джаффаром Надири. Правда, Надири, ставка которого обычно находится в г.Пул-и-Хумри (Баглан)xvi контролирует не всех исмаилитов. Сам он по происхождению хазареец, поэтому часть исмаилитов-памирцев ему не подчиняется.xvii


Исламская партия Афганистана (Г.Хекматиара) - "Иттиход исломи Афгонистон" (ИПА)
Отражает интересы правых фундаменталистов юго-восточных провинций Афганистана (провинция Кабул, Баглан, Кунар, Лагман), а также юго-восточных пуштунских провинций. Есть влияние и среди пуштунов северной зоны страны (даже в Бадахшане). Лидер партии - Гульбетдин Хекматиар, пуштун из клана хароти крупнейшего племенного объединения гильзаи). По сути, все остальные нынешние партии (за исключением НИДА), в свое время отпочковались от партии Хекматиара. Партия создана в Пакистане в 1976 году на базе радикального крыла организации "Мусульманская молодежь", созданной еще в Кабульском университете Гульбетдином Хекматиаром и Кази Мохаммадом Амином. ИПА с самого начала своей деятельности ориентировалась на пакистанскую партию "Джамиат-е Исломи" и на "Братьев-мусульман". Активно поддерживает радикальное крыло исламской оппозиции в Таджикистане.xviii Примерно с начала 90-х годов ИПА - партия преимущественно пуштунская. Именно пуштунское население юго-востока (провинции Урузган, Забол, Гельманд, Кандагар, Газни, Пактика и др.) было базой для Хекматиара. Пуштунская основа предопределяет и то, что к хекматиаровской ИПА примыкало в значительной степени и пуштунское население северо-западных районов Пакистана. И именно в недрах этой партии еще до появления на политической сцене движения "Талибан" зрела идея отчуждения у Пакистана провинций, населенных пуштунами, и создания Великого Пуштунистана. По данным самого Хекматиара, партия насчитывала более 100 тысяч человек, но эти данные, конечно, весьма и весьма условны.xix Как и во всех остальных партиях Афганистана, фиксированное членство здесь отсутствовало и отсутствует. Большим ударом по ИПА стало появление Движения "Талибан", на сторону которого перешла большая часть сторонников Хекматиара. Причиной этого стал скорее всего фактор националистический, разыгранный талибами. Хекматиар действовал в согласии с таджикскими группировками (Раббани-Масуд) и согласился занять пост премьер-министра при президенте-таджике Раббани. Учитывая тот факт, что исторически Афганистан всегда возглавляли пуштуны, это задевало национальные интересы пуштунов и одновременно ударяло по престижу Хекматиара. Вдобавок, сам он родом не из исконно пуштунских южных регионов страны. Гульбеддин Хекматиар родился в Имамсахибе, на севере провинции Кундуз (по другим данным - в одноименном кишлаке Имамсахиб провинции Балх, также на севере), 1946-гоили 1947 года рождения. Хекматиар принадлежит к клану хароти пуштунского племенного объединения гильзаи. К его первым деяниям относится руководство восстанием в Панджшерском ущелье в 1975-м году, котороу было субсидировано пакистанским правительством и направлено против правительства Дауда, оказывавшего поддержку пуштунским движениям в Пакистане. Хитрый, честолюбивый и безжалостный, Хекматиар ярко проявил свой политический оппортунизм в марте 1990, когда он присоединился к бывшему министру обороны в правительстве Наджибуллы генералу Шахнавазу Танаю в ходе неудавшейся попытки государственного переворота, а также позже, когда вошел в союз с генералом Достумом, направленный против правительства Бурханутдина Раббани. Не будучи муллой в прямом смысле, Хекматиар является современный типом исламиста, преданного идеологии исламского государства. Он активно поддерживал живой силой и материальными средствами экстремистские группировки в Таджикистане, Чечне и в Кашмире.xx
Осенью 1996-го, после падения Кабула, большинство отрядов Хекматиара перешли на сторону талибов, другие были разбиты, сам Хекматиар эмигрировал в Иран и занялся подготовкой новых отрядов из числа беженцев. С конца 1996-го года и до конца лета 1998-го имя Хекматиара почти не упоминается в сообщениях из страны. В Афганистан он вернулся весной 1998-го, поселился в Балхе и первое время активной политической и военной деятельностью не занимался. Имя Хекматиара начинает часто мелькать в сводках новостей в конце лета, во время нового наступления талибов на севере страны. Впрочем, уже к началу 1999-го года его участие в жизни Афганистана вновь сводится к минимуму.xxi Будучи организацией с наиболее выработанными традициями, ИПА располагала и достаточно мощной структурой по выполнению специальных функций. "Служба исламской безопасности" ИПА - "Хедамот-е Амният-е Ислом" - известная еще как служба "Сакхар", была создана в 1991-м году на базе "Службы верных слуг ислама", действовавшей в структуре ИПА Гульбеддина Хекматиара примерно с 1980-го года.xxii Поскольку данная структура создавалась в период наиболее активного развертывания движения джихада и сотрудничества в этом направлении с рядом стран, спецслужба Хекматиара создавалась при самом непосредственном участии Управления межведомственной разведки Пакистана (ISI). Среди характерных особенностей в деятельности спецслужбы "Сакхар" выделяют использование разветвленных агентурных звеньев, располагающихся на территории, контролируемой противником, а также широкое применение методов принуждения, в том числе путем захвата заложников из числа родственников, уничтожения имущества и т.п.xxiii По данным до середины 90-х годов, вооруженные отряды ИПА насчитывали до 30 тысяч боевиков. Хекматиар поддерживает связи с исламистскими организациями "Джамаат-и Исломи" (Пакистан), Партией исламского возрождения Таджикистана, "Хизб уль-Моджахетдин", "Аль-Барк", "Харакат уль Моджахетдин" и "Джамаат-и Исломи" в Кашмире.xxiv


Движение "Талибан"
Необходимо оговорить сразу: так же, как и правительственные силы, движение "Талибан" не является однородной структурой. Под эгидой Высшего Совета движения "Талибан" действуют как собственно талибы (костяк движения, численностью более 3 тысяч человек, сформированный в 1992-м году в пешаварских лагерях, прошедший подготовку в учебных центрах Министерства обороны Пакистанаxxv и объединенный по началом муллы Мохаммада Омара), так и целый ряд партий и группировок, присоединившихся к движению на разных этапах. В сентябре 1996-го года, сразу после взятия талибами Кабула, верховный лидер "Талибана" мулла Мохаммад Омар так охарактеризовал суть своего движения: "Движение "Талибан" является объединением афганских моджахедов, целью которых с самого начала было усиление правления Шариата в Афганистане и изгнание зла и неверия из этой страны. Это партия моджахедов, состоящая из нескольких групп людей, желающих, чтобы мир извлек пользу из целей и из результатов афганского Джихада. Они не являются официальной группой, но по сути действий моджахедов, опровергающих зло, они есть формирование реформистов. Как вы, возможно, хорошо знаете, целями афганского Джихада было прекращение влияния России в Афганистане, а также оказание помощи мусульманской религии в этой стране. На протяжении 14-ти лет афганские Моджахеды спасали жизни сотням тысяч людей; сотни из тысяч мужчин, женщин, детей и стариков насильно принуждались совершать Хидгерат, но после 14 лет борьбы Исламское государство было установлено в Афганистане. Впрочем, к несчастью, воплотить эту мечту до конца пока не удалось, т.к. такие афганские лидеры как Бурханутдин Раббани, Хекматиар и Ахмад Шах Масуд опустились до развязывания гражданской войны, и Афганистан стал символом позора. Стало очень трудно спасать жизнь людей, их имущество, уважение и честь. Этот период времени стал периодом беззакония и неверия, все попытки исправить положение и прекратить военные действия потерпели неудачу, главный документ, на основании которого было подписано соглашение, уничтожен. После такого оборота событий несколько лидеров из Ульма-е-Кираама собрались в Кандагаре и дали клятву в том, что таким же образом, как они начинали Джихад - с верой и надеждой на Аллаха против Куфра, против такой супердержавы как Россия, - они будут действовать и сегодня, искореняя зло в стране, устанавливая власть Шариата и совершая Джихад против лидеров, имеющих власть, но осуществляющих ее не по Шариату, в том, что будут стремиться сделать землю Афганистана образцовым государством."xxvi
Формирование движения "Талибан" относится примерно ко второй половине 80-х годов, когда наметилась перспектива ухода из Афганистана контингента советских войск и вероятного последующего краха режима президента Наджибуллы. Планы будущего требовали установления контроля над страной, а для того создания некой военно-политической силы, которое была бы способна наладить управление страной. Убедившись, что ни одна из имеющихся уже структурированных сил остановить сползание страны к хаосу неспособна, пакистанские спецслужбы(по некоторым сведениям - при поддержке западной агентуры, внедренной в миссии УВКБ ООН)xxvii начали работу по созданию "новой силы". В лагерях афганских беженцев на территории Пакистана начался отбор специалистов, способных к организации силовых, административных и иных структур власти. Исламские организации, работавшие в контакте со спецслужбами, отбирали детей школьного возраста для обучения в специальных религиозных школах закрытого типа. Именно выпускники этих школ ("талибон") и составили костяк движения.
В сентябре 1994-го года Кабул посетил министр иностранных дел Пакистана Сардар Осеф Али, раздельно проведший переговоры с Хекматиаром и с Раббани и Масудом. Пакистанский министр информировал афганских лидеров о планах строительства транспортной магистрали по маршруту Карачи-Кандагар-Герат-Кушка и предложил: для обеспечения ее безопасности создасть в южных провинциях страны верные правительству пуштуноязычные военные подразделения из выпускников религиозных школ, находящихся на пакистанской территории. По мнению главы пакистанского внешнеполитического ведомства, обучающихся в медресе юношей "значительно легче можно воспитать в духе единства нации и, тем самым, избежать нового витка напряженности в стране".xxviii Умелая игра на противоречиях между таджикскими лидерами Раббани и Масудом - с одной стороны, и пуштуном Хекматиаром - с другой, позволила пакистанскому министру добиться согласия обеих сторон как на сам факт создания нового формирования, так и на финансирование его правительством Пакистана и передачу под контроль "новой силы" нескольких провинций, на территории которых должно было начинаться строительство магистрали.
В ходе развития событий к первоначальному ядру "Талибана" - выходцам из пешаварских медресе - присоединились и другие партии и группировки. Одними из первых стали отделившиеся от ИПА Хекматиара отряды под командованием Башира Баглани (с лета 1997-го года до лета 2000-го контролировал провинцию Кундуз, именно отряды Башира Баглани составляли т.н. "кундузскую группировку" движения "Талибан"xxix).


Идеология и политика "Талибана"
Профессор Университета Беркли (США, Калифорния) Франц Шурманн следующим образом пытается определить сущность идеологии - прежде всего, а также политики талибов. Его оценка относится к 1997-му году: "Прошлогоднее взятие Кабула талибами освещалось в западной прессе меньше, чем очередные трения между израильтянами и палестинцами. Но будущие историки, вероятно, признают, что победа талибов изменила мир больше, чем очередная вспышка насилия в конфликте, который длится вот уже 50 лет... Талибы овладели властью в стратегически важнейшей стране Азии с единственной целью: чтобы отсюда силой осчастливить исламский мир с населением в один миллиард человек. Фундаментальные понятия, представляющие ценность для талибов, создают особую общественную мораль, которую, как они полагают, можно почерпнуть только в религии, точнее, в исламе. Их молниеносное продвижение по Афганистану - свидетельство значительной популярности таких взглядов. Причем повсюду в Афганистане наблюдалась одна картина: враждебное отношение к талибам племенных вождей - и восторженная встреча у простых людей. Причина неувядающего популизма талибов уходит, вероятно, в революционные настроения, будоражившие афганское студенчество еще в 60-е годы. Подобно прочим студенческим движениям той поры в разных частях света, афганские студенты исповедовали марксизм-ленинизм. Но в отличие от европейских течений, концентрировавшихся на рабочем классе или самом же студенчестве, афганские студенты оказались увлечены маоизмом в его китайском варианте, возводившем бедность и аскетизм в ряд главных моральных добродетелей.
Когда коммунисты пришли к власти в Афганистане в 1978 году, марксизм-ленинизм как учение быстро померк в глазах афганской молодежи. Многие обратились к исламу, остававшемуся религией афганской бедноты. Студенты обнаружили, что постулаты маоизма типа "служения массам" очень хорошо сочетаются с догмами ислама, а маоцзедуновская тактика "народной партизанской войны" отлично работает против советских оккупантов и их ставленников в Кабуле... Объявленные Западом не без помощи оппозиции "террористами" и "афганскими арабами", наследниками теорий арабского радикализма, талибы, на деле, таковыми не являются. Они фанатичные революционеры того толка, какими были китайские коммунисты конца 40-х годов. Если они победят в Афганистане, их влияние сразу же ощутят не только в близлежащем Пакистане, но и в России, Таджикистане, Индии, Азербайджане и даже Турции, где подавляющее число мусульман также сунниты".xxx
Лидер движения "Талибан" - мулла Мухаммад Омар, имеет самопровозглашенные им духовные титулы "ахунд" и "амир аль-Му'минин" (глава правоверных, наместник пророка). По сведениям из правительственных кругов ИГАxxxi был кооптирован в лидеры движения "Талибан" руководством ICI. "Этот одноглазый молодой человек неизвестного происхождения, который появился на политической сцене в 1994 году, после того, как стал утверждать, что видел во сне Пророка, якобы велевшего ему начать строительство исламского государства. Поэтому "оспаривать его утверждение сродни греху", как выразился один журналист. Его утверждения рассчитаны на то, чтобы завоевать симпатии простых афганцев. У муллы Омара нет современного образования, даже начального. Никто ни разу не видел, чтобы он что-нибудь записывал и это объясняют тем, что он даже не умеет писать. У него нет соответствующего религиозного образования, он не понимает арабского языка (ни классического, ни современного), а потому арабская исламская литература ему не доступна. Он понимает разговорный урду, язык, на котором все говорят в Пакистане. Его держащиеся в тени советники не подпускают к нему иностранцев, лишь нескольким пакистанским журналистам и представителю ООН Лахдару Брахими удалось повидать его в 1999 г. На этих редких встречах он общался с иностранцами при помощи переводчика. Полагают, что переводчик - назначенец ICI и его имя неизвестно. Никому также не удалось установить, соответствовал ли перевод тому, что бормотал мулла Омар. Мулла Омар не появляется на публике и не ездит по Афганистану, он пребывает исключительно в Кандагаре. Если не считать его поездку в Пакистан в 1994 г., никаких сведений о его поездках за рубеж нет".xxxii Есть данные о том, что мулла Омар происходит из пуштунского племени хотак племенного объединения гильзаи, в годы советско- афганской войны воевал в составе группировки Юнуса Халеса, тогда же он потерял глаз.xxxiii
Наиболее крупными присоединившимися к талибам, но сохранившими при этом самостоятельность партиями являются группировки Юнуса Халеса, Сегбатулло Моджадади, Мохаммади Наби Мохаммади, Сейида Гейлани и Абдул Расула Сайяфа. Все они относятся к лидерам, сформировавшимся в период войны с советскими войсками.


"Исламская партия Афганистана" - "Хезб-е Исломи"
"Исламская партия Афганистана" Юнуса Халеса ставит своей целью построение исламского государства крайне фундаменталистского толка. Одним из главных лозунгов этой военно-политической группировки является джихад - Юнус Халес открыто призывает к экспорту исламской революции. Его представления об афганском возрождении сводятся к идее борьбы ислама с куфрами, неверными, а также построения исламского государства на основе положений корана, сунны и шариата. Современные выборные государственные системы Халес считает антимусульманскими. Утверждается, что партия насчитывает около 30 тысяч членов, а вооруженные отряды - до 10 тысяч человек.xxxiv Юнус Халес - выходец из партии Гульбетдина Хекматиара, один из лидеров движения моджахедов начиная с периода правления Дауда и, особенно в период сопротивления советским войскам, видный богослов. Он пуштун, 1944 года рождения, уроженец города Кабула.xxxv Мулла Мохаммад Юнус Халес происходит из пуштунского племени хугиани, заселяющего провинцию Нангархар - именно в Нангархаре, а также в соседних с ней провинциях Пактия, Пактика и Кунар находится основная социальная база его отрядов. Это пуштуны племен дзадран и хугиани, много также улемов, моулави и учащихся медресе из Кабула и Кандагара.xxxvi


"Национальный исламский фронт Афганистана" (НИФА) - "Махаз-е Милли-е Исломи Афгонистон"
Традиционалистская (роялистская) партия, созданная в 1978-м году на территории Пакистана духовным главой (пиром) суфийского братства кадирийа Сейидом Ахмадом Гейлани. Гейлани - примерно 1934 года рождения, происходит из семьи потомственных пиров братства ал-Кадирийа. Основной состав - мюриды Гейлани (до 15 тысяч человек), последователи братства (преимущественно из гильзайских пуштунских племен - сулейман-хель и др.). В литературе называется численность отрядов Гейлани - 18 тысяч человек.xxxvii Много пуштунов из бывшего истеблишмента. Районы преобладающего влияния - Пактия, Нангархар, Забол, а также пуштунские районы северных и северо-восточных провинций.xxxviii В этом смысле НИФА является прямым конкурентом ИПА Хекматиара. Суфийский орден ал-Кадирийа, обосновался в Афганистане еще с 16-го века. Хотя внешних подтверждений факта принадлежности Гейлани к ал-Кадирийа нет (кроме его происхождения), исключать его однозначно также было бы опрометчиво. Известно, что в разных странах последователи Абд ал-Кадира Гейлани (основатель ордена, 11-12 века) ведут себя по-разному, совсем не обязательно рекламируя свою принадлежность к братству. В то же время, известно также, что ал-Кадирийа - наиболее широко распространенное в мусульманском мире суфийское братство, члены которого ни в одной из стран мира не чужды участия в политике и в войнах.xxxix К братству ал-Кадирийа принадлежат, в частности, и многие из лидеров чеченских сепаратистов. Гейлани поддерживает отношения с бывшим королем Афганистана Захир Шахом и выступает за реставрацию монархии в стране.xl


"Национальный фронт спасения Афганистана" (НФСА) - "Джабха-йе Неджате мелли"
Лидер партии - Сегбатулло Моджадади. Профессор исламского права, как и Бурханутдин Раббани, выпускник теологического факультета Кабульского университета. Пуштун, уроженец Кабула, примерно 1938 года рождения, потомок основателя североиндийской ветви суфийского ордена ал-Накшбандийа (моджаддидийа). В некоторых источниках утверждается, что численность НФСА - около 100 тысяч человек, однако, это вызывает большие сомнения. В основе идеологии - секулярный традиционализм. Партия создана на территории Пакистана в 1979 году. В руководстве - значительное число улемов, бывших членов кабульского общества Мохаммади, немало представителей старого истеблишмента, много последователей ордена ал-Накшбандийа. В национальном отношении преобладают пуштуны. Основные районы влияния - провинции Кабул, Нангархар, Пактия, Логар, Кунар, сторонники и небольшие отряды есть в провинциях Кундуз, Тахор, Фариаб. В 1981 году от партии Сегбатулло Моджадади отделилась фракция Мохаммада Мира (в литературе встречается под названием НФСА-1).xli
Движение исламской революции Афганистана (ДИРА) - "Харакат-е эн-келаб-е исломи"
Умеренная клерикальная партия, традиционалистская, создана в 1978 году на территории пакистанского Белуджистана Мохаммадом Наби Мохаммади (пуштун из племени ахмадзай провинции Логар, соплеменник Наджибуллы). Базовый состав ДИРА - улемы, много функционеров общества "Служители Корана", действовавшего в Кабуле легально до прихода к власти Мохаммада Дауда. Наибольшим влиянием пользуется среди пуштунов провинций Кабул, Пактия, Забол, Логар, Газни, Кандагар. В этническом отношении преобладают пуштуны, есть также узбеки и туркмены. Дочерние группировки: под командованием Сидикуллы (район Пули-Чархи), Расула Ахунзаде (Гильменд), Кари Баба (Газни).xlii


"Исламский союз освобождения Афганистана" (ИСОА) - "Иттиход-е исломи"
Объединяет правых фундаменталистов. Лидер - Абдул Расул Сайяф, видный религиозный авторитет, примерно 1936 года рождения, пуштун из Пагмана, провинция Кабул. Сайяф - родственник Хафизуллы Амина, являлся активистом международной организации "Братья-мусульмане" в Кабуле. Свою партию создал в 1982 году в Пакистане в основном из бывших участников ИОА Б.Раббани и ИПА Хекматиара. Среди политиков антиталибской коалиции Сайяфа принято считать главным афганским ваххабитом (североиндийская ветвь, сторонники которой тяготеют к раннему ваххабизма с присущими ему радикализмом в вопросах веры и нетерпимостью к противникам).xliii Официальной целью партии объявлено построение классического исламского государства. Наибольшим влиянием пользуется среди пуштунов племен дзадзи, мангал и дзадран в провинциях Кабул, Кунар, Пактия, Пактика и Нангархар. Боевые отряды насчитывают 4 тысячи человек, среди которых очень много боевиков из арабских и других мусульманских стран, оставшихся в Афганистане со времени советско-афганской войны. С 1984 года в Пактии действовал боевой отряд "Аль-Фатх", сформированный Сайяфом из пуштунов племени дзадзи и наемников. Сайяф является сторонником ориентации на Саудовскую Аравию, что косвенно может подтверждать его приверженность к ваххабизму.xliv Утверждается, что финансирование боевых групп Сайяфа (до 20 тысяч человек) осуществляется радикальными кругами Саудовской Аравии.xlv
Многие из рассмотренных военно-политических группировок к концу 90-х годов и даже ранее фактически прекратили свое автономное существование, а их участники либо находятся в эмиграции, либо влились в ряды наиболее близких по идеологии и этнической принадлежности партий и группировок.
Таким образом, можно констатировать, что принцип формирования военно-политических структур в Афганистане последних десятилетий в основном зиждется на двух факторах - этнической принадлежности и внешней ориентации. Последний фактор играет важнейшую роль в процессе интернационализации афганского конфликта и использовании территории Афганистана для распространения нестабильности на сопредельные страны и регионы. Это становится вполне очевидным при хроникальном изучении истории Афганистана последних лет, в первую очередь - военных и политических событий и процессов.



i Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
ii Князев А. Афганский фактор для Центральной Азии.// Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. - Бишкек: Илим. - 2001, - с.
iii Князев А. Афганский фактор для Центральной Азии.// Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. - Бишкек: Илим. - 2001, - с.
iv Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 65.
v Автору довелось лично и неоднократно встречаться в Панжшере с генералом Фахимом, после чего осталось впечатление, что он в некоторой степени владеет английским, но не русским.
vi Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
vii Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 66.
viiiБушков В. Таджикистан и талибы.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 1997. - № 7. URL: Http://www.ca-c/datarus/bd_rus.shtmll
ix В окружении самого генерала Достума автору в мае 1998 г. подтвердили предположение о том, что подобные многофункциональные властные "пирамиды" существуют практически во всех местных административных единицах.
x Бушков В. Таджикистан и талибы.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 1997. - № 7. URL: Http://www.ca-c/datarus/bd_rus.shtmll
xi В этом автор имел возможность убедиться лично. Можно также предположить, что генерал Сейид Комиль являлся и посредником Достума в практических взаимоотношениях с узбекистанскими государственными структурами в Термезе.
xii Князев А. Афганский фактор для Центральной Азии.// Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. - Бишкек: Илим. - 2001, - с.
xiii В периодической печати часто употребляется сокращенное наименование "Хезби вахдат".
xiv Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 67.
xv Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xvi До взятия г.Пул-и-Хумри талибами. - А.К.
xviiПрименительно к и А.Дж.Надири С.Гейлани есть и другие оценки. "Существует также относительно нейтральная сила, состоящая из отрядов других партий и движений от Национального исламского фронта Афганистана (лидер С. Гейлани) до афганских исмаилитов (лидер С. Надири). Общая численность их формирований - до 80 тысяч человек". (Бушков В. Таджикистан и талибы.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 1997. - № 7. URL: Http://www.ca-c/datarus/bd_rus.shtmll)
xviiiМилославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 65.
xixАфганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xx Major Afghan Mujahideen groups: a Profile. Appendix-X.// Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics. Occasional papers 1. - New-Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation - Trans Asia Informatics. - 1994, - p.67.
xxi Князев А. Афганский фактор для Центральной Азии.// Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. - Бишкек: Илим. - 2001, - с.
xxii Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xxiii Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xxiv Major Afghan Mujahideen groups: a Profile. Appendix-X.// Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics. Occasional papers 1. - New-Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation - Trans Asia Informatics. - 1994, - p.67.
xxv Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. Архив автора.
xxvi Интервью с Эмиром аль М'уминином (мулла Мохамммад Омар, лидер движения "Талибан") пакистанских журналистов Назира Лагари и Муфтия Джамиль Хана.// Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. - Бишкек: Илим. - 2001, - с.
xxvii Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xxviii Князев А. Афганский фактор для Центральной Азии.// Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. - Бишкек: Илим. - 2001, - с.
xxix Князев А. Афганистан как источник религиозного экстремизма и терроризма: год 2000-й.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 2000. - № 5(11), - с.86.
xxx Шурманн Франц. Университет Беркли, Калифорния, США.// URL: Http://www.solfor.com.
xxxi Фархади Р. Влияние ислама на освободительную войну в Афганистане.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 2000. - № 1(7), - с.152-153.
xxxii Фархади Р. Влияние ислама на освободительную войну в Афганистане.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 2000. - № 1(7), - с.153.
xxxiii Фархади Р. Влияние ислама на освободительную войну в Афганистане.// Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. - 2000. - № 1(7), - с.152.
xxxiv Major Afghan Mujahideen groups: a Profile. Appendix-X.// Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics. Occasional papers 1. - New-Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation - Trans Asia Informatics. - 1994, - p.67.
xxxv Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xxxvi Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 65.
xxxvii Major Afghan Mujahideen groups: a Profile. Appendix-X.// Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics. Occasional papers 1. - New-Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation - Trans Asia Informatics. - 1994, - p.69.
xxxviii Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 66.
xxxix Ислам. Энциклопедический словарь. Москва: Наука. - 1988. - с.126.
xl Major Afghan Mujahideen groups: a Profile. Appendix-X.// Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics. Occasional papers 1. - New-Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation - Trans Asia Informatics. - 1994, - p.69.
xli Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 65.
xlii Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 65.
xliii Афганистан. Информационно-аналитический доклад МНБ КР. 1998. - Архив автора.
xliv Милославский Г. Внутриполитическая ситуация в Афганистане.// Пограничник Содружества. Москва. - 1997. - № 1, с. 66.
xlv Major Afghan Mujahideen groups: a Profile. Appendix-X.// Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics. Occasional papers 1. - New-Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation - Trans Asia Informatics. - 1994, - p.68.

Авто

  Назад На начало страницы На главную страницу