Александр СОБЯНИН
Присутствие России в Таджикистане (201-я мотострелковая дивизия,
Группа пограничных войск ФПС России, поставки военной техники и
т.д.) - дорогое для современной России удовольствие. Стоит ли оно
таких людских и материальных затрат?
ДА, ПОТОМУ ЧТО:
1) Памир ограждает Россию от боевиков Ферганская долина - самая
густонаселенная территория бывшего СССР, где плотность населения
местами превышает 400 человек на квадратный километр. Среди населения
узбекских городов Наманган, Андижан, Маргелан, Коканд и других сильны
антиташкентские и антикаримовские настроения.
Если боевики Исламского движения Узбекистана в этом или следующем
году сумеют пробиться из горных районов в любой из этих городов,
неминуем взрыв, который эхом отдастся не только в Узбекистане, но
и в соседних государствах и приграничных областях России. Держать
границу по горным ущельям и перевалам дорого, но дешевле, чем держать
оборону на российско-казахском рубеже в случае победы экстремистов
в Средней Азии.
Поэтому присутствие России в Бадахшане служит безопасности Российского
государства.
2) Наркотики: плотина или наводнение
Сейчас талибы в Афганистане контролируют свыше 30% мирового производства
наркотиков и около 65% поставок героина и анаши в Европу. Основные
пути доставки наркотиков в Европу лежат через Бадахшан, Среднюю
Азию, Россию.
За последние несколько лет в Сибири и крупных городах Центральной
России наркотики стали серьезной проблемой. Пока, худо-бедно, но
пограничники удерживают "золотые трассы" Хорог-Ош и Хорог-Душанбе,
хотя в последние несколько лет пути наркотиков стали уходить от
контроля - из Бадахшана в таджикский Каратегин, затем в киргизскую
Алайскую долину, затем по любому из перевалов к Ошу. Уход России
из региона приведет к тому, что ручейки наркоторговли превратятся
в ревущие бурные реки, потому что талибы как боевая сила однозначно
сильнее правительственных войск среднеазиатских государств. Поэтому
присутствие России в Бадахшане защищает наши города от потока наркотиков.
3) Выходы к ключевым для России странам
Ни Азербайджан, ни Киргизия, ни Казахстан не являются полноценными
"местами встречи" цивилизаций, "евразийским мостом"
и тому подобное. Это не более, чем почтовые станции Шелкового пути.
В Азии лишь два региона действительно влияют на то, что происходит
во всех окружающих государствах, - это таджикский Памир и китайский
Синьцзян. Больше ста лет назад Россия крепко встала на Крыше Мира1,
чтобы когда-нибудь спуститься вниз по другому ее склону - в индийский
Кашмир и китайский Кашгар. Пусть не сейчас. Важно - уйдя с Памира,
обратно Россия не вернется. На ключевое место придут другие.
4) "Болевые точки" соседних государств
У каждого из окружающих Памир государств есть свои "болевые
точки". Для Афганистана и Пакистана это проблема разделенных
пуштунов (которые представлены в основном в движении Талибан), для
Китая - угроза создания независимого исламского государства в Синьцзяне,
для Индии - проблема возвращения мусульманского Кашмира (две трети
территории которого сейчас под контролем Пакистана). Помогая Таджикистану
удерживать афганскую границу от экстремистов и наркодельцов, Россия
имеет возможность малыми силами влиять на связанные с этим процессы.
Но, уйдя из Бадахшана, не стоит рассчитывать на то, что впредь с
нашими интересами будут считаться. Зато можно быть уверенным, что
те, кто придут вместо нас на Памир, будут вмешиваться в развитие
событий в сфере наших интересов. Случись новая гражданская война
в Таджикистане, или приход к власти Исламского движения Узбекистана,
отделение Южной Киргизии от Северной - и в Российскую Федерацию
хлынут миллионы беженцев. Поэтому уход из Бадахшана будет означать
для нас серьезные экономические и политические проблемы, а также
необходимость принимать волны новых переселенцев.
5) Ресурсы
На геологической карте СССР, где было отмечено распределение полезных
ископаемых, в глаза бросались два белых пятна: Памир с Тянь-Шанем
и Северо-Восточная Сибирь. Именно эти два региона современные американские
геологи выделяют как наиболее перспективные для разведки и добычи.
Среди других горных систем ни исхоженный геологами Кавказ, ни малоисследованные
Гималаи не могут тягаться с этими кладовыми. Лишь крохотная часть
богатств горного края была освоена в конце советского времени -
построенный в узбекском Зеравшане горнообогатительный комплекс (золото,
полиметаллы, уран) является теперь экономической опорой узбекской
независимости. Сейчас у России, как и у Таджикистана с Узбекистаном,
нет денег на разработку месторождений Памира и Тянь-Шаня, но в случае
ухода ее с Памира доступ к этим ресурсам будет для нас закрыт окончательно
и навсегда.
6) Китайско-Киргизская железная дорога (ККЖД)
Современный уровень развития горнопроходческой техники позволяет
решить проблему прокладки железной дороги из южного Синьцзяна в
Киргизию (далее через существующую железную дорогу в Узбекистан,
Россию и Европу). Трасса ККЖД (Кашгар - долина реки Кызыл-Су - пограничный
пункт Иркештам - Сары-Таш - Гульча - Ош - Андижан) позволит решить
массу проблем для целого ряда государств: закрепить экономически
власть Пекина в мусульманских (тюркских) регионах КНР, оживить торговлей
самую короткую ветку древнего Шелкового пути (сейчас работают северный
путь через Казахстан и еще более долгий морской путь), но самое
главное - позволит России все-таки извлекать прибыль из своего присутствия
в регионе, прекратит войну в Таджикистане, укрепит власть Ташкента
над населением Ферганской долины и положит конец торговле наркотиками,
которая сейчас является единственным средством выжить для памирцев.
НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА
Решение всех вышеперечисленных задач невозможно без серьезных изменений
в российской политике. Сейчас в Среднюю Азию наезжают все больше
российские дипломаты, а исторически по Шелковому пути должны двигаться
генералы и купцы, которых пока что оттуда благополучно выдавливают.
Серьезное препятствие состоит в том, что российская политика на
Памире не является единым и последовательным целым. Обращаться же
в Душанбе, Пекин, Кабул и т.д. можно лишь тогда, когда Москва решится
перейти от латания дыр в рваном сюртуке государственной безопасности
к пошиву богатого "халата".
РАЗРЕШИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Только, если будет мир и стабильность в Бадахшане, Москва и Бишкек
смогут вести разговор с Пекином о ККЖД. Эта железная дорога сделала
бы возможной разведку и добычу полезных ископаемых на Крыше Мира.
В случае ее постройки ни одно приграничное государство не рискнет
уже "отстать от поезда", отрезая себе путь в международное
сообщество экспортом войны и наркотиков. В этом случае РФ сможет
малыми деньгами решить проблемы собственной безопасности и резко
расширить свой рынок. Когда-то Россия и Англия договорились между
собой и, не беря в расчет мнение Кабула и Пекина, выделили Афганистану
"Ваханский коридор" (часто его называют "Афганский
коридор") - узкую полоску от 30 до 50 километров современной
афганской провинции Бадахшан. Китай лишь в 1963 году примирился
с этим фактом. ККЖД открыла бы для России доступ к индийско-китайскому
рынку в два с половиной миллиарда человек, где, в отличие от США
и Европы, наши прмышленные товары пока еще конкурентоспособны.
1 Слово "Памир" традиционно переводят как "Крыша
мира", но означает оно
"летовка, летнее пастбище" ("па" на восточно-иранском
- "наверху",
"верхний", "мир", "мр", - "зеленая
трава", сравни русское
"трава-мурава").
Обогрев бункеров
|