Назад На главную страницу

 

КОМУ НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ХАН-ТЕНГРИ ОСТАЛСЯ КЫРГЫЗСКИМ?

Весьма полезно иногда полистать старые атласы, повращать глобусы, разложить на столе политические карты разных времен разных континентов. Полюбопытствовать, что называется, кто, когда и почему имел тот или иной окрас, сравнить меняющуюся от карты к карте причудливую мозаику стран - лишь не меняется цвет океанов и морей. Пунктиры и сплошные линии, разграничивающие цвета на картах, отдаленных друг от друга временем, меняют свое направление, сдвигаясь влево вправо, вверх-вниз. Сравниваю карты Европы 1913, 1937, 1965-го и 1992 годов. За изменяющимися конфигурациями государств - великие трагедии народов и отдельных людей, величие и позор наций.
Какие нужны были жертвы и разрушения, чтобы в 1975 году в Хельсинкском заключительном акте зафиксировать положение о нерушимости послевоенных границ, сконструировать политический и правовой механизмы, действие которых исключает на весьма длительное время превращение проблем границ в возможную конфронтацию и конфликт.
Это уникальный опыт, достойный подражания и применения в других регионах мира. Непреходящее значение он имеет и для новых независимых государств, в том числе и Центрально-азиатского региона. Первой и серьезной внешнеполитической проблемой, с которой столкнулся Кыргызстан сразу же после приобретения независимости, был вопрос о государственной границе с Китайской Народной Республикой.
Президентом страны перед соответствующими органами и ведомствами незамедлительно были поставлены следующие задачи: а) изучение истории вопроса; б) анализ итогов переговоров между СССР и КНР; в) сбор документов и материалов; г) выработка принципов, критериев и параметров взаимодействия с делегациями России, Казахстана, Таджикистана и переговорного процесса с Китаем.
Задачи были весьма и весьма непростыми, учитывая отсутствие специалистов, документов и т. д. К работе по выполнению упомянутых выше задач широко и активно привлекались ученые-историки, географы, экономисты, водники, военные, представители спецслужб и правоохранительных органов. В МИД и другие ведомства России были направлены запросы по необходимым договорам и иным документам. Надо сказать, что российские коллеги помогли не только предоставлением материалов, но и полезными консультациями и обсуждениями.
Анализируя работу делегаций Союза ССР и Китая за прошедший период, при общей позитивной ее оценке кыргызская сторона пришла к выводу, что промежуточные и итоговые договоренности, достигнутые между СССР и КНР, не совсем и не во всем устраивают Кыргызстан и требуется проведение сверки и уточнений по всем позициям.
Дело в том, что переговорный процесс по пограничному урегулированию между СССР и КНР, начавшийся в 1964 году, при обмене топографическими картами и их сличении выявил ряд участков, на которых линия советско-китайской границы не совладала, в том числе и на кыргызском участке границы. Эти участки получили название спорных". Общая их площадь составила 34 тысячи кв. км. Переговоры в тот период завершились ничем, что впоследствии в 1969 году привело к событиям на Даманском и Жаланашколе. В результате встречи А. Н. Косыгина и Чжоу Эньлая в Пекине 11 сентября 1969 года был начат новый этап переговоров по пограничному урегулированию, которые шли до 1978 года и также были нерезультативными. Возобновились они в 1987 году и к 1990-1991 гг. советской и китайской правительственными делегациями были достигнуты серьезные подвижки. Решены были и проблемы некоторых "спорных участков". Согласовывали ли эти решения в 1989-1990 гг. с руководством союзных республик? Ответ на вопрос, скорее всего, - в архиве ЦК КПСС и правительства СССР.
Откуда появились эти "спорные участки"? На протяжении длительного времени вследствие хозяйственной и иной деятельности, договоренностей между местными органами власти обеих сторон и других причин происходило произвольное смещение охраняемой границы. Нередко Советский Союз в целях обеспечения своей безопасности в одностороннем порядке брал контроль над некоторыми участками, углубляясь в китайскую территорию.
Надо также иметь в виду и то обстоятельство, что в конце XIX столетия, когда устанавливались границы, демаркационные делегации были технологически слабо оснащены, их передвижение осуществлялось по труднодоступным районам, в ряде случаев описание на местности проводилось "на глазок", что привело в конечном счете к ошибкам, неточностям и, самое главное, к несоответствию российско-китайским договорам и соглашениям по границе.
Нет пророков в своем Отечестве. Надеюсь, мои оппоненты поверят словам руководителя совместной делегации (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) по пограничным вопросам с КНР, известного и опытного советского и российского дипломата, посла Г. Киреева: "Образно говоря, в итоге разного рода подвижек между Россией и Китаем сложились как бы две линии границы. Одна - договорная, прохождение которой фиксировалось пусть и несовершенными, но признаваемыми обоими государствами двусторонними документами, другая - фактически охраняемая, смещенная, как правило, в сторону Китая, отличавшаяся от договорной, в двустороннем порядке не определявшаяся и китайской стороной никогда не признававшаяся". (Международная жизнь, № 2,1999 г.).
Такая ситуация, разумеется, требовала серьезного уточнения прохождения границы.
После развала СССР в соответствии с подписанным соглашением была создана совместная делегация правительств Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Обращение Кыргызстана провести сверку и уточнение достигнутых договоренностей между СССР и КНР получило поддержку наших коллег по совместной делегации и китайской стороны. 23 апреля 1994 года премьер госсовета КНР Ли Пэн, отвечая на заявление Президента А. Акаева о необходимости продолжения сверки и уточнений, сказал: "По границам Кыргызстан недавно стал независимым государством, и поэтому для решения таких важных вопросов необходима тщательная подготовка. По спорным участкам, я думаю, мы и в дальнейшем будем вести переговоры на основе взаимопонимания и взаимоуступчивости".
В основу переговорного процесса еще в период советско-китайского диалога были положены 4 принципа, вести переговоры 1) на базе российско-китайских договоров (в случае Кыргызстана это - Пекинский договор 1860г.,Чунгучакский договор 1864 г., Санкт-Петербургский договор 1881 г., Новомаргеланский протокол 1884 г.; 2) в соответствии с нормами международного права; 3) справедливо и рационально; 4) в духе взаимного понимания и взаимной уступчивости.
Следует также упомянуть еще об одном важном фрагменте советско-китайских переговоров - отказе китайской стороны от каких-либо притязаний на 1,5 млн. кв. км (кстати, в китайской научной литературе до сих пор встречаются публикации о принадлежности этих земель Китаю).
Сверка и уточнения, проводившиеся кыргызскими специалистами, заняли около трех лет, параллельно велись очень непростые, порой острые переговоры как в формате совместной делегации, так и на двустороннем уровне. В результате этой работы удалось провести линию кыргызско-китайской границы по "советскому варианту" ее прохождения в районе перевала Иркештам, который также относился к категории "спорных".
Наиболее сложными были "спорные участки" в районе пика Хан-Тенгри и т. н. Бедельский участок. В ходе долгих и жарких споров удалось отстоять пики Хан-Тенгри и Победы, которые, по китайской версии, отходили Китаю. Этот вопрос был согласован с СССР. Более того, удалось также вчетверо увеличить кыргызский сегмент в районе Хан-Тенгри. Многочисленные раунды переговоров по Бедельскому участку не дали результатов - никто не хотел уступать, и переговоры практически зашли в тупик. Разумеется, нелогично и исторически не оправдано было бы отложить вопрос и оставить его, как говорят китайцы, "будущим поколениям". Вправе ли мы, живущие ныне, оставить этот неприятный тяжелый груз своим детям и внукам? По данному "спорному участку" доводы и аргументы каждой из делегаций не были убедительными для противоположной стороны. После повторных консультаций было принято решение поделить участок в пропорции 70х30. 70% отходило Кыргызстану,30% - Китаю.
К слову сказать, и российские, и казахские коллеги также использовали метод деления "спорных участков". В частности, по спорным участкам" Чоган-Обо (70% -Казахстану, 30% - Китаю) и Сарычильды (70% - Китаю, 30% - Казахстану) были достигнуты соответствующие договоренности.
Убежден, что кыргызская сторона приняла абсолютно правильное решение, сделала абсолютно правильный выбор. Было найдено компромиссное взаимоприемлемое решение на основе взаимопонимания и взаимоуступчивости. Там же, где "советский вариант" линии границы соответствовал договорным документам, кыргызская делегация отстояла свои интересы. И так было на всем протяжении кыргызско-китайской границы.
В июле 1996 года в ходе официального визита председателя КНР Цзянь Цзэминя было подписано Соглашение о государственной границе между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой.
Хочу особо подчеркнуть, что кыргызская делегация выполнила внутригосударственные процедуры в соответствии с Конституцией страны, иными законами и в полном объеме.
Соглашение было ратифицировано Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Дополнительное соглашение о государственной границе между Кыргызстаном и Китаем было подписано 26 августа 1998 года во время саммита "Шанхайской пятерки".
И опять со всей ответственностью заявляю, что проект соглашения прошел "полный курс" внутригосударственных процедур, в том числе в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О международных договорах" то есть документ прошел необходимую экспертизу и обсуждение в Жогорку Кенеше перед подписанием.
В связи с вышеизложенным глубоко сожалею, что в настоящее время ряд средств массовой информации, некоторые политики путем передергивания фактов в угоду непонятным политическим амбициям, основываясь на слухах и домыслах, без какой-либо серьезной профессионально обоснованной аргументации делают выводы, подвергающие сомнению принципиальные договоренности по кыргызско-китайской границе, полностью отвечающие национальным интересам Кыргызстана.
Надо быть точным в применении терминов и дефиниций. Основной целью переговоров по пограничному урегулированию с КНР являлись уточнение и четкое определение прохождения линии границы. Надо также помнить о том, что с международно-правовой точки зрения, да и вообще в целом юриспруденции, в том случае, если линия границы юридически не была оформлена до подписания соглашения, то абсолютно верно, что соглашение не может изменить того, чего не было. Надо еще и не забывать, что отсутствие юридически оформленных и демаркированных границ с соседями нередко становится и причиной, и поводом военных и иных конфликтов. Поэтому отсутствие пограничных проблем есть также и возможность обеспечения безопасности. Надо также видеть, что Китай - государство, наращивающее совокупную мощь, и что сотрудничество и дружба с нашим великим соседом могут принести Кыргызстану только пользу.
Разглядывая карты, вращая глобусы, не хотелось бы видеть черные крестики либо иные метки, означающие конфликт, вооруженные столкновения из-за территориальных притязаний вследствие отсутствия юридически оформленных границ Кыргызстана.

 
  Назад На начало страницы На главную страницу