Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские
 

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ:
ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМА "ВЕЛИКОГО УЗБЕКИСТАНА"

Среднеазиатско-Казахстанский регион делится на две части: 1) Казахстан и Киргизия, относящиеся к так называемой Евразийской степной цивилизации и тяготеющие к России; 2) Собственно Средняя Азия, относящаяся к "Миру Ислама".
Исходя из этого, все конфликты разделены на внутримусульманские (среди которых, в свою очередь, выделяется подгруппа внерегиональных внутримусульманских конфликтов), мусульманско-евразийские и внутриевразийские. Кроме того, внутри каждой из этих групп выделены конфликты, связанные с проблемой так называемого "Великого Узбекистана", т.е. с проблемой территориального расширения Узбекистана за счет соседей по региону и превращения его в региональную сверхдержаву (в силу важности данной проблемы с точки зрения геополитических интересов России).
Для создания "Великого Узбекистана" первостепенное значение имеет проблема установления контроля этой страны над Таджикистаном, что, по сути дела, явилось бы восстановлением единого государства в границах Бухарского эмирата, объединявшего основные части обоих нынешних государств.
Таджикский народ делится на локальные группировки по территориальному признаку и/или степени этнической чистоты. С 1920-х гг. за власть в республике боролись три группировки - ходжентская, кулябская и памирская. Однако ходжентцы с самого начала имели преимущество как представители наиболее развитой части Таджикистана (изо всей республики только Ходжентский регион входил до 1920 г. непосредственно в состав России). В то же время торговля находилась под контролем гармцев, личный состав органов МВД набирался в основном из кулябцев, а памирцы пополняли ряды фольклорных ансамблей. "Куляб охраняет, Курган-Тюбе пашет, Душанбе производит, Гарм торгует, а Ленинабад (название Ходжента в 1930-1990 гг.) правит", - говорили в Таджикистане.
В годы "перестройки" прежнее единство ходжентского клана было расшатано, и в то же время демократизация политической системы позволила южным таджикам и памирцам требовать изменения сложившегося межкланового соотношения. После известных событий февраля 1990 г. часть ходжентцев, недовольная К.Махкамовым (глава республиканской парторганизации в 1985-1991 гг., а с 1990 г. - также президент республики), сблокировалась с душанбинцами и попыталась сместить его. Махкамов, со своей стороны, пытался отстранить южан от власти, но его пошатнувшиеся в результате тех же событий февраля 1990 г. позиции позволили проделать это только с южанами. На посту главы правительства остался кулябец И.Хаёев. После этого соотношение сил во властных структурах на время стабилизировалось, однако затем нерасчетливая поддержка Махкамовым ГКЧП и последовавшая за тем непродуманная попытка отречься от весьма влиятельной местной компартии привели к его отстранению с президентского поста, который занял Р.Набиев (уже бывший в 1973-1982 гг. главой правительства, а затем до 1985 г. руководивший парторганизацией республики).
Уже первые шаги нового-старого лидера были направлены на создание ходжентско-кулябского блока: с одной стороны, было ясно, что сохранять монополию ходжентцев на власть дальше нельзя, а с другой - крайняя социально-культурная отсталость Куляба и его неизменная покорность и политическая благонадежность давали надежду на манипулирование кулябцами; одновременно началась пропаганда "исламско-демократической угрозы" со стороны памирцев и каратегинцев.
К осени 1991 г. большую часть коммунистов Таджикистана составляли ходжентцы и кулябцы, уроженцы Каратегина составили костяк Исламской партии возрождения (ИПВ), а Демократическая партия пополнялась памирцами. При этом в руководстве оппозицией первоначально преобладали памирцы (Д.Худоназаров, Х.Халикназаров), но уже тогда начали продвигаться во власть уроженцы других регионов: Шодмон Юсуф из Курган-Тюбинской области, М.Химатзода из Кафирнигана, С.К.Гози из-под Гиссара. После назначения в конце 1991 г. министром внутренних дел памирца Наджувонова памирцы начали вытеснять кулябцев из органов милиции. К оппозиции примкнули и отдельные представители утратившего прежнее единство ходжентского клана - например, лидер "Растохеза" Тохир Абдужаббор или председатель КГБ республики А.Салибаев.
Положение осложнилось еще и тем, что памирцы отказались считать себя частью таджикского этноса ("припамирские таджики"), куда их еще в 1920-х гг. записала советская статистика. Будучи исмаилитами, памирцы противопоставили себя суннитам-таджикам и по религиозному принципу.
Неудивительно, что уже в начале декабря 1991 г. памирцы едва не отделились от Таджикистана; тогда их удержала от этого шага только перспектива близкого прихода к власти. И действительно, в мае 1992 г. памирцы объединились со всеми антиходжентскими силами под исламскими и националистическими ("Таджикистан - для таджиков") лозунгами и свергли власть Р.Набиева и ходжентцев вообще. Х.Халикназаров стал министром иностранных дел, Д.Усмон - вице-премьером, ходжентец-оппозиционер А.Салибаев снова стал председателем КГБ (с этой должности его несколько ранее сместил Р.Набиев).
Однако "майская исламская революция" в Таджикистане вызвала недовольство самых разных сил, в том числе России и Узбекистана. Внутри же страны ходжентцы сблокировались с откровенно криминальными группировками из Куляба; последние пополнили политическую "элиту" страны такими личностями, как С.Сафаров, который из 65 лет жизни 27 провел в местах лишения свободы, или рэкетир Ибод из Регара (узбек); впрочем, был среди новых лидеров и бывший работник МВД (старший лейтенант милиции) Л.Лянгариев.
В Ходженте было сформировано новое правительство во главе с ходжентцем Абдуллоджоновым, признавшее президентом страны Р.Набиева. Верховный Совет возглавил кулябец С.Кенжаев. Осенью и зимой 1992 г. при поддержке Узбекистана (значительную часть боевиков ходжентско-кулябского "Народного фронта" составляли узбекские военнослужащие) и российской 201-й дивизии они разбили исламистов и изгнали их на территорию Афганистана. Вскоре после этого были убраны сделавшие свое дело "мавры" - в феврале 1993 г. Л.Лянгариев, в марте - С.Сафаров, который, не занимая никаких официальных постов, тем не менее ненадолго стал "национальным героем" и фактическим вершителем судеб страны, а в октябре 1993 г. явно не своей смертью умер Р.Набиев, которого к тому времени перестали поддерживать и коммунисты, и ходжентцы, и Узбекистан. После его кончины кулябцы окончательно оттеснили ходжентцев от власти. Персональным выражением такого оттеснения стало избрание на пост президента кулябца Э.Рахмонова.
Однако этим дело не кончилось. Памир, который и ранее, как уже говорилось, обнаруживал сепаратистские тенденции, после 1993 г. фактически отделился от Таджикистана (с августа 1993 г. новый правящий режим открыл против памирцев военные действия, в которых официальный войска режима также пользовались поддержкой узбекской авиации). Продолжается борьба и на афганской границе. Более 60 тыс. таджиков (гармцев) бежало на Памир, более 100 тыс. - в Афганистан; правда, к настоящему времени подавляющее большинство последних (более 90%) вернулось.
Под предлогом борьбы с наступающим с юга исламским фундаментализмом (угроза которого действительно существует, особенно в соседней с Таджикистаном узбекской Фергане) Узбекистан усиливает вмешательство в таджикские дела. По ряду прогнозов, Таджикистан как государство уже фактически прекратил свое существование и с уходом российских войск страна будет поделена на сферы влияния между Узбекистаном, который поставит под контроль Ходжентскую область и ряд других районов с преобладанием узбекского населения, и различными противоборствующими группировками Афганистана. Однако весьма вероятно и попадание под контроль Узбекистана всей страны, кроме Горного Бадахшана; в этом случае под контроль Узбекистана попадут, скорее всего, и населенные узбеками и таджиками североафганские территории. Экономически Узбекистан уже превратил Таджикистан в свой придаток. Так, Таджикистан должен Узбекистану 100 млн.
долл.; за долги фактически отобранные месторождения золота в долине Зеравшана, почти вся промышленность Ходжентской области и т.д. С учетом этого вполне реально и политическое подчинение Таджикистана Узбекистаном.
Россия могла бы использовать такой вариант развития событий в своих интересах. Во-первых, в этом случае будет создан сильный барьер на пути исламско-фундаменталистской (в первую очередь, талибской) экспансии с юга в направлении к границам евразийского геополитического единства; при этом Россия сможет остановить эту экспансию чужими руками и покончить, наконец, с войной в Таджикистане, длящейся уже седьмой год. Во-вторых, усиление Узбекистана сделает евразийские Казахстан и особенно Киргизию более податливыми к интеграционным идеям. Во всяком случае, Назарбаев очень болезненно реагирует, когда Ельцин называет Узбекистан главным стратегическим партнером России в регионе.

Найти работу в Уфе

  Назад На начало страницы На главную страницу