Назад На главную страницу

 

Верую!


Этнические и религиозные отношения - главный "вектор раскола" современного мира. Но если кто думает, что он проходит лишь через различия основных религий, тот ошибается. Мусульманскую общину разъедают свои внутренние склоки.
Приверженцы ислама в Кыргызстане делят друг друга на представителей разных кланов, родов и национальностей. В одном из небольших сел Таласской области высятся башенки четырех (!) мечетей. Люди, проезжающие через аил, удивляются набожности местных жителей, а сами сельчане при этом притупляют взгляды и восторги принимают настороженно. Столь внушительное число храмов появилось в аиле не из-за стремления оказаться как можно ближе к Богу. Причина в ином. Каждая из этих мечетей выстроена разными кланами. И посещают их только "свои". Впрочем, жители к этому делению между единоверцами привыкли. Неудобство аилчанам доставляет только число имамов. Ныне ни один народный праздник не обходится без участия священнослужителя. В данном случае освящать гуляния приглашают всех четырех.
Мечети, построенные по национальным или племенным признакам, в Кыргызстане, как выяснилось, не редкость. "Так уж повелось" - разводят руками простые правоверные. Для справки: в Кыргызстане, по официальным данным, открыто более 1295 мечетей. По неофициальным - количество культовых заведений в два-три раза больше. Больше всего мечетей на юге Кыргызстана. Десять лет назад, для сравнения, в стране их было всего 39. Север делит мечети по кланам, Юг - по убеждениям. В Джалал-Абадской области открыты мечети, в которых проповедуют ваххабизм. Существование таких мечетей никогда не было тайной для властей. Храмы были выстроены переселенцами, перебравшимися в Кыргызстан из соседних районов Узбекистана. Там ваххабитов преследуют - здесь разрешают жить и молиться Аллаху так, как им привычно. Кыргызские специалисты по исламу не считают ваххабизм опасным религиозным сколько случаев, когда фанатично настроенная молодежь из приверженцев нетрадиционного для Кыргызстана религиозного течения пыталась занять мечети, построенные ортодоксальными мусульманами.
В высшем духовенстве Кыргызстана также наметился разлад
Кимсанбай-ажи Абдурахман - официальный лидер правоверных Кыргызстана - выбран главой конфессии уже во второй раз, он зарекомендовал себя сильным, жестким руководителем. Это не могло не сказаться на его отношениях с другими лидерами кыргызского духовенства. Разобщенность, как считают в госкомиссии по делам религии, на руку только эмиссарам радикальных религиозных течений. Они готовы использовать любое напряжение, появившееся в обществе. Самый убедительный пример - подпольная организация "Хизбут-Тахрир", которая успешно действует на юге, в нынешний год - особенно активно. Количество членов "зашкаливает" за двухтысячную отметку. Возраст большинства активных приверженцев "Хизбут-Тахрира" не превышает 30 лет. За восемь месяцев 2001 года за разжигание религиозной вражды правоохранительными органами было задержано 117 человек. Изъято 7693 листовки, 359 книг, 94 аудиокассеты, 3 компьютера. Пропагандистскую литературу с призывами к джихаду ныне находят даже на севере Кыргызстана. Недавно зарегистрирован и вовсе тревожный случай: хизбутгахрировца задержали в Караколе. Сотрудники милиции нашли у него дома 11 книг экстремистского толка и листовки. До этого момента подпольную организацию Прииссыккулье не интересовало. Интерес к курортной зоне, видимо, у партийцев пробудился недавно. Кусок-то лакомый: туристы к горной жемчужине со всего ближнего зарубежья съезжаются.
Госкомиссия в ответ пытается призвать мусульман к объединению против опасности. Теперь решение о строительстве мечетей принимается целой комиссией из духовных лидеров местных мусульман, сотрудников милиции и представителей госадминистраций. Другой итог - семинары для исламских священнослужителей. Многие имамы нуждаются в более широком образовании, чем имеется у них сейчас. Просвещение - самое действенное оружие против экстремистских эмиссаров.
В последнее время духовная молодежь старается получить образование за рубежом. Однако, по мнению специалистов, готовить священников необходимо в самой республике. Вот только учебных пособий для этого еще нет. А нужны. И прежде всего - по экстремистским течениям в религии, чтобы будущие имамы умели отличать зерна от плевел. Иначе остановить раскол будет нельзя!
Рустам Рахманов


 
  Назад На начало страницы На главную страницу