Назад На главную страницу

 

 

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В КАЗАХСТАНЕ "РУССКИЙ ВОПРОС"

Миграция русского населения из Казахстана продолжается.

За годы независимости из республики уехали, по данным председателя исполкома ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Геннадия Белякова, 2,5 миллиона русских: их стало почти вдвое меньше, чем было.

Из Казахстана русских гонят причины, общие для постсоветских республик: развал экономики, неудовлетворённость своим положением, страх за будущее детей. В поисках лучшей жизни они едут в Россию.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно подчёркивал, что "русского вопроса" в республике не существует. Есть и другое мнение. В частности, доктор политических наук Константин Сыроежкин считает, что такой вопрос "объективно существует и на это не надо закрывать глаза". А Геннадий Беляков в письме президенту России Путину отметил, что в суверенном Казахстане не будет достойного места бывшему "старшему брату" - русскому народу из-за "неуклонно и настойчиво проводимого здесь курса на создание этнократического, мононационального государства "во имя казахов и для казахов".

Одно из проявлений курса на мононационализацию государства - это почти стопроцентная "казахизация" эшелонов власти. Казахстан - полиэтническое государство. Но среди министров и сотрудников администрации президента русских, как и представителей других национальностей, практически нет.

"В 60-80-е годы в Казахстане было 15 областей, только пятью из них руководили казахи, - рассказал доктор философии Рустем Кадыржанов, заведующий отделом политологиии и этносоциологии Института философии и политологии министерства образования Республики Казахстан. - Потом областей стало 19. И уже 10 казахов руководили ими. Сейчас главы всех областей - казахи".

В казахстанских школах значительно сокращены программы по русскому языку и литературе. По сообщениям газеты "Мегаполис", в 1999 году в Павлодаре областная прокуратура потребовала закрыть филиалы российских вузов. Попытки лидеров русских организаций протестовать против "зажима русского населения" рассматриваются местными властями как "разжигание межнациональной розни и пропаганда сепаратизма".

Лидер национальной партии "Алаш" Сабетказы Акатай уверен, что русские живут нормально: "Никто их не притесняет ни по религиозному, ни по этническому, ни по языковому признаку. Всем даны равные права. А русский язык - господствует. Меня как раз беспокоит усилившаяся за годы независимости русификация казахов. И к президенту Назарбаеву у нашей партии большие претензии. Он должен строить мононациональное государство, обязанное обеспечить нормальные условия жизни прежде всего казахам".

"Между русскими и казахами всегда была конкуренция: политическая, демографическая и культурная в языковой сфере" - сказал Рустем Кадыржанов. Казахов до 60-х годов было меньше, чем русских. Постепенно доля казахского населения увеличивалась, рос его образовательный уровень. Конкуренция между двумя народами приводила и к конфликтам, даже насильственным. Но в последние годы русские стали просто уезжать из страны, бывшей большинству из них родным домом. Доля русского населения стала быстро снижаться, и этот процесс продолжается. К тому же, русское население - старее, его средний возраст - 43-45 лет. А средний возраст казахов - 23 года. Русские проиграли в политической и демографической конкуренции, сделал вывод учёный.

Казахстан, по мнению Кадыржанова, идёт к мононационализации закономерным путём. И процесс этот закономерен для всех постсоветских национальных республик, а также и для остальных государств бывшего социалистического лагеря. В пример можно привести не только Россию, Украину или Прибалтику, но и Чехию, и Югославию.

"Что же касается "зажима" русских… Думаю, дискриминация существует на бытовом уровне, - считает Кадыржанов. - Трудно живётся сейчас всем, в том числе и самим казахам. И им непросто, например, устроиться на работу, особенно на номенклатурные должности. Здесь роль играет прежде всего принадлежность к тому или иному клану. Клановость чётко прослеживается в высших эшелонах власти и распространяется практически на все сферы. Ведь огромное государство, где нет гражданского общества, единого экономического пространства, идентичности, скрепляет единственное звено - госаппарат".

В Алматы неофициальным рынком труда стала улица Сейфуллина, где круглосуточно полно ищущих работу людей. Здесь представлены все национальности, но больше - казахов, среди которых много сельской молодёжи: из сёл она отправляется в те города, где идёт наиболее оживлённая жизнь, работает часть промышленных предприятий, ведётся строительство.

Но рабочих мест очень мало. Шанс найти постоянную работу есть только у квалифицированных специалистов.

"Мне без разницы, кого брать на работу - казаха или русского, - сказал Сергей , главный инженер частной строительной компании. - Национальность значения не имеет. Были бы голова и хорошие руки".

Жена Сергея работала в проектном институте. Под сокращение штатов здесь попали все: и русские, и казахи. Теперь она сидит дома. А вот знакомый их семьи Вадим не сомневается, что его уволили из фирмы только потому, что он русский.

Один из руководителей казахстанского Пресс-клуба Сакен Балбаев думает, что нет проблемы "русские и казахи", а есть проблема казахского языка для нетитульных наций и самих казахов, разделившихся на "настоящих" и русифицированных - т. е. тех, кто почти не говорит на родном языке.

В декабре 2000 года управление по языкам акимиата Алматы провело конкурс среди студентов города на знание государственного языка. По его итогам чиновники сделали вывод, что скоро все жители Казахстана будут говорить по-казахски. Журналисты, освещавшие этот конкурс, сделали другой вывод: большинство студентов уже через несколько месяцев после окончания вуза забывают, как выглядит казахский алфавит.

Лидер партии "Алаш" С. Акатай обижен на русских: они "выказывают неуважение к казахам тем, что не хотят знать казахский язык". Неужели так трудно выучить его, спрашивает он.

Сотрудница газеты "Панорама" Екатерина Латыпова считает, что трудно: "Казахи говорят на русском много десятилетий. Русские не могут заговорить на казахском за несколько лет. Нет толковых учебников, хороших методик. Нужно учитывать и то, что люди должны зарабатывать на жизнь, у них не остаётся сил и времени на изучение языков. Не хватает денег на репетиторов. А пожилым людям языки вообще не даются, да и озабочены они не этим, а своевременным получением пенсии".

В середине октября 2000 года президент Владимир Путин посетил столицу Казахстана Астану, где у него, кроме встречи с президентом Назарбаевым, была и встреча с руководителями русских организаций.

Председатель Казахстанской ассоциации учителей русских школ Ольга Сармакова сообщила, что участники этой встречи были поражены осведомлённостью Путина об их проблемах. Президент России в беседе с ними говорил о том, что массовая миграция русского населения обедняет Казахстан и что приток огромного числа соотечественников из бывших союзных республик в Россию порождает для неё самой немало проблем. Россия не в состоянии обеспечить работой и нормальными жилищными условиями, и она заинтересована в том, чтобы русские оставались там, где живут.

Для сдерживания миграции русских после визита российского президента была намечена программа создания совместных промышленных и других предприятий, образовательной сети - школ, гимназий, университетов и т. д. Это необходимо для того, чтобы у людей, как сказал на встрече в Астане Путин, "рассеять чувство тревоги и неуверенности в завтрашнем дне".

Но, как констатировала казахстанская газета "Мегаполис", власти республики больше всего озабочены увеличением товарооборота между двумя странами, а не конкретными действиями по решению проблем русского населения Казахстана.

 
  Назад На начало страницы На главную страницу