Назад На главную страницу

 

ПРОШЛОЕ НЕ ИЗМЕНИШЬ,

но память о нем марать нельзя, - считает известный кыргызский ученый, глава Института истории Академии наук республики Джениш Джунушалиев. Благодаря его инициативе и поддержке фонда "Сорос Кыргызстан", в Бишкеке прошла научно-практическая конференция, посвященная изучению прошлого Центральной Азии.
Академики и профессора встретились друг с другом, чтобы признать собственные ошибки последних лет. Страны Центральной Азии, оказывается, принялись спешно перекраивать прошлое собственных народов в угоду национальной политике! Участники конференции часто приводили в пример такой факт - каждый из некогда братских народов, с подачи историков, объявил о своей ведущей роли в регионе.
Кто в доме хозяин?
- Подрастающее поколение, - говорит Джениш Джунушалиевич, - уже вовсю пичкают такого рода знаниями. Недавно я ознакомился с книжкой, где утверждалось, что регион был уйгурским. И все народы, включая казахов и киргизов, - потомки уйгуров. Во многих трудах некоторых современных ученых утверждается тоже самое. Но только вместо "уйгуров" пишут "казахи", "узбеки", "киргизы". А регион был общим. И даже появление русских в Туркестане было не игом, а благом.
- Вы не боитесь противоречить коллегам?
- Я говорю то, что знаю. И если они не согласны, пусть докажут, что я не прав. Многие современные ученые не открывают в истории никаких новых фактов. Все пишут и говорят об одном и том же. И единственный их вклад в историю - это их переоценка уже давно известных фактов.
- А разве переоценка была не нужна?
- Нужна. Историческая наука советского периода имела свои недостатки. Это известно каждому. Нужно от них избавляться. Но очень осторожно. Чтобы наряду с положительными изменениями не допустить перехлестов, какие мы наблюдаем сейчас. Сейчас вся наша общая история рассматривается критически. Этот период обвиняют во всех недостатках современной жизни. Но пора признать, что нельзя все сваливать на прошлое. В своих бедах виноваты мы, а не чужой строй.
Оседлость - благо
- Я подсчитал, как изменялась численность нашего народа за 1 100 лет после великодержавья на Енисее. И вот что выяснил: два с половиной миллиона кыргызов обязаны своей жизнью Советской власти! Насильственное, как сейчас говорят, внедрение оседлости породило демографический взрыв! До 1926 года численность кыргызов после падения их Енисейской империи в 9-м веке увеличилась всего на 20 процентов. Вот теперь и представьте, кому мы, кыргызы, обязаны тем, что стали одним из многочисленных народов Центральной Азии. Многие склонны критически рассматривать историю кыргызов при Российской империи. И многие говорят о том, что русские пришли сюда только для покорения Туркестана. Возможно, и так. Но важно ли сейчас это?
- Ну, а сами-то вы, как думаете: кыргызов покоряли или они вошли в состав России добровольно?
- Кто как. Но посмотрите на последствия присоединения. Россия, в конце концов, кыргызам больше дала, чем отняла. Вхождение в ее состав, я утверждаю, было благом. Нужно помнить, что русские внесли в наш регион более развитую культуру и цивилизацию. Мы очень быстро перешли от кочевого образа жизни к социализму, а сейчас - и к капитализму. Без русских наш уровень развития сейчас был бы примерно таким же, как в Афганистане. Скажу больше, кыргызы до сих пор, на мой взгляд, еще не развились как нация.
- А разве кыргызы не были нацией. Как же Енисейское государство?
- Не сомневайтесь, оно существовало. Но с тех пор кыргызы на несколько веков утеряли понятие государственности -это исторический факт. А нация включает в себя и это понятие. Согласно, к примеру, западной социологии, нация начинает формироваться с момента разложения родо-пле-менного строя. А завершается ее формирование установлением рыночных отношений. Главные показатели нации -общность территории, языка, культуры, психического склада и экономическая общность. У кыргызов многих этих признаков не существовало. Например, территориального. Кыргызы до СССР были разделены четырьмя областями Туркестана. Нынешняя Баткенская область относилась к территории Самаркандской области. Ошская и Джалал-Абадская - к Ферганской области. Таласская - входила в состав Сырдарьинской области Казахстана. Чуйская, Нарынская и Иссык-Кульская находились в Семиреченской. Общность языка и культуры, однако, у кыргызов все же была. А экономической - до сих пор нет. Особенно между севером и югом. В рыночных отношениях мы пока еще делаем первые шаги. Отсюда и вывод: мы еще не установились как нация. Кыргызы сами говорят о себе: наш народ, похож на почку крупного рогатого скота. Она состоит из долек, как чесночная головка. Мы, кыргызы, нутром понимаем, что процесс объединения в нацию еще не завершен. Хотя бы потому, что до сих пор наш народ поделен на родовые кланы.
Во имя будущего
Насколько опасны резкие перехлесты в оценках истории?
- Популизм, вот что руководит многими при переоценке событий. И это очень страшно. Я был свидетелем, как разгорелся Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном. Все началось в начале семидесятых годов прошлого столетия со спора историков-популистов. Одни из них принялись утверждать, что Карабах изначально был армянским. Другие обосновывали право Азербайджана на эту территорию. Спор подхватили журналисты. А через пять-шесть лет об этом заговорили и публицисты. Я делаю разницу между первыми и вторыми потому, что публицисты, на мой взгляд, чаще всего - демагоги. И чем все это кончилось?
- Войной.
- Вот. И идеализация нации, как это происходит не только у нас, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане ведет именно к ней. Казахи вскоре громко примутся утверждать, что их влияние простиралось до Иссык-Куля, узбеки заявят о своем праве на юг Кыргызстана. Кыргызы, в свою очередь, заявят, что на самом деле все наоборот, и в итоге - до кровопролития один шаг.

 
  Назад На начало страницы На главную страницу