Внешняя политика прошедшей недели > Главными
событиями прошлой недели стали те, которые плавно перетекли в
нее из предыдущей. Это визит в Штаты российского премьера, участие
российских делегаций в давосском форуме, который впервые проходил
не в Швейцарии, а в Нью-Йорке (в знак солидарности с ньюйоркчанами,
подвергшимися атаке террористов), и в 38-й международной конференции
по вопросам безопасности в Мюнхене (с натовским продолжением в
Риме), которую называют "Давосом по безопасности". За
компанию в бразильском городе Порто-Аллегре состоялся анти-Давос
- форум антиглобалистов, но это отдельная тема.
В связи с экономическим десантом россиян в Нью-Йорке и Вашингтоне
стоит вспомнить о том, что многие современные исследователи (Э.Люттвак,
К.Жак, П.Савона) давно пришли к выводу о переходе международных
отношений с геополитической на геоэкономическую парадигму, в ходе
которогоконфликтная логика перемещается в сферу бизнеса и коммерции.
Ведущие мировые державы стремятся установить контроль над потоками
информации (в том числе знаний, технологий), товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы. И надо признать, что в такого рода геоэкономических
раскладах Россия занимает совершенно иное место, чем в раскладах
геополитических. В сфере экономики Россия занимает положение,
в лучшем случае, "потенциально мировой", а реально -
"догоняющей" державы, которая, к тому же, находится
в окружении трех геоэкономических лидеров - Евросоюза на западе,
АТР на востоке и юго-востоке и НАФТА (США, Канада, Мексика и Чили)
на севере и северо-востоке.
Такое "срединное" положение между геоэкономическими
лидерами, впрочем, дает России больше плюсов, чем минусов.Транспортные
коридоры. Как минимум три проекта должны принести России прибыль
не только в экономике, но и политике: продление Транссиба до южнокорейских
портов; налаживание транспортного коридора "Север-Юг"
(из стран региона Индийского океана через Иран, Каспийское море
и его побережье в Россию, страны Европы и обратно); развитие ледокольного
флота и задействование в полном объеме возможностей "северного
морского пути".
Газо- и нефтепроводы. Хищные хоботки российских труб готовы опутать,
кажется, не только все евразийское пространство, но тянутся уже
к североамериканскому континенту. Судя по последним заявлениям
Михаила Касьянова, сделанным им, в частности, на Давосском форуме
в Нью-Йорке, Россия продолжает полезное дело нанизывания своей
внешней политики на всякие трубы. Речь идет ни много ни мало о
том, чтобы "подсадить на трубу" США и перехватить лидерство
у Саудовской Аравии.
Для реализации этих плюсов необходимо конвертировать внешнеэкономические
успехи России в экономические соглашения, конкретные проекты.
Касьянов в Вашингтоне и Нью-Йорке Некоторые наблюдатели задавались
вопросом - в честь чего это премьер Касьянов поехал в Штаты обсуждать
вопросы международной безопасности? Мы ведь уже привыкли к тому,
что бразды внешней политики России крепко держит в руках лично
президент, а министры и видные политики занимаются лишь доведением
до ума тех договоренностей, которые достигнуты Путиным. Здесь,
собственно, и кроется ответ на недоумение наблюдателей. Касьянов
как раз и должен был доработать те вопросы, которые были проговорены
президентами России и США на их последних встречах, а посему темы
обсуждения Касьянова с представителями американской администрации
не сильно отличались от того, что обсуждали Путин и Буш в Вашингтоне-Кроуфорде.
Можно сказать, что осенью Путин и Буш засеяли озимые, а Касьянов
ездил готовить технику для сбора урожая, который намечается на
время визита Буша в Москву. > Есть, правда, еще один подспудный
момент в американском вояже премьера. Эта поездка стала для Касьянова
своего рода гарантией сохранения премьерского портфеля. Действительно,
Путин постоянно говорит своим западным и восточным коллегам о
стабильности российской политики как о залоге нормального развития
международных отношений, а потому чехарда премьеров никак не может
входить в планы президента. Разве можно говорить о стабильности
в политике и тем более в экономике, если с официальным визитом
в Вашингтон каждый раз приезжает новый премьер-министр? Иностранные
инвесторы предпочитают работать с теми людьми, с которыми они
договаривались о совместных проектах, а то получается: договариваемся
с одними, подписываем с другими, работаем над реализацией с третьими,
а подтверждаем результат вообще с четвертыми. Капитал не любит
суеты. > Сохранению стабильности в российских политике и экономике,
кстати, должны содействовать и американские политики, прежде всего
сам Джордж Буш. Содействовать, а не подрывать. Пока же, в своих
агрессивных метаниях по всему миру в поисках "кого бы еще
замочить", администрация Буша регулярно "подставляет"
Путина перед лицом внутрироссийской оппозиции, которая как раз
и может нарушить стабильность (на что, кстати, с завидной регулярностью
указывают центральные американские газеты). > Вообще способность
Буша ставить в тупик не только Москву, но и своих европейских
союзников, доставляет просто-таки эстетическое удовольствие. Так
сидишь и ждешь - что он отмочит сегодня? А в России противоречивые
слова и деяния Вашингтона облегчают жизнь "западникам"
и "почвенникам", зато создают большие проблемы для "трезвенников"
(= прагматиков). Действительно, "западникам" легко,
так как для них Америка сначала права, а потом уже "почему?"
и совсем уже потом - что делать России с этой "правотой".
"Почвенникам" тоже не трудно, так как для них, наоборот,
Америка по определению не права и, стало быть, надо с ней бороться,
бороться и еще раз бороться. А что же "трезвенники"?
Их орудия - переговоры и внушения, а также гибкость и аккуратность
в общении со столь нервным партнером, как Штаты. > Однако главным
событием во время визита Касьянова были его переговоры по вопросам
экономического сотрудничества. Об этом много писали, поэтому достаточно
перечислить те области, в которых достигнуты некоторые успехи:
> В ближайшие 3-4 месяца Россия будет выведена из-под действия
дискриминационной "поправки Джексона-Вэника"; > В
течение того же срока будет принято решение о предоставлении российской
экономике статуса рыночной; > Компания "Эксон мобил"
объявила о начале инвестиций в проект "Сахалин-1" (12
млрд); > Компания "Роял Датч Шелл" объявила о переходе
к основной фазе реализации проекта "Сахалин-2" (10 млрд);
> Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил
концепцию реформирования Внешторгбанка, а один из крупнейших американских
банков - Стибэнк - проявил интерес к приватизации Внешторгбанка;
> В мае руководители крупных американских пенсионных фондов
приедут в Москву для "запуска процесса инвестирования сбережений
граждан и обеспечения должного функционирования финансового рынка
России"; > В области авиастроения американские инвесторы
подтвердили серьезную заинтересованность в проекте создания правительственной
лизинговой компании. > В целом Касьянов отметил, что многие
инвестиционные проекты иностранных компаний, которые до последнего
времени "оставались замороженными", вернулись в текущую
повестку дня, так что можно ожидать значительного увеличения американских
инвестиций в российскую экономику. То есть Касьянов собрал неплохой
урожай в Штатах и значительно продвинул вперед процесс конвертации
внешнеполитических успехов Москвы в экономическую плоскость. >
Особенно впечатлили участников Давосского форума высказывания
российского премьера по нефтяному вопросу. Сначала помощник президента
Андрей Илларионов с некоторым даже удивлением сообщил журналистам,
что Россия на сегодняшний день является вторым после Саудовской
Аравии поставщиком нефти на мировые рынки, а если добавить к нефти
газ, то вообще первым. Потом вступил Касьянов, который, во-первых,
обрадовал западных бизнесменов сообщением о том, что Россия не
будет соотносить свои планы в области нефтедобычи с ОПЕК. Более
того, во второй половине с.г., когда ожидается подъем в мировой
и, в частности, американской экономике, Россия готова значительно
увеличить объемы добычи нефти. > Вообще сложилось такое впечатление,
что Россия желает не только выйти в лидеры на мировом нефтяном
рынке, но и заменить Саудовскую Аравию в качестве основного поставщика
нефти на американский рынок. И здесь уже начинается политика,
так как представители России как на главное преимущество указывают
на то, что обстановка в зоне Персидского залива остается напряженной,
а в ближайшем будущем, если Вашингтон усилит давление на "осевые"
Ирак и Иран, может быть вовсе дестабилизирована. Так что лучше
расчитывать на поставки нефти из мирной и стабильной России, чем
из взрывоопасного региона Персидского залива. > Сергей Иванов
в Мюнхене и Риме > Можно сказать, что 38-я Мюнхенская конференция
по безопасности, которую часто называют "мюнхенским Давосом
по безопасности", прошла под знаком обращения к нации Джорджа
Буша-младшего. Это были первые попытки осмыслить новую стратегию
США на мировой арене, которые, впрочем, начались еще на Давосском
форуме в Нью-Йорке, где о безопасности говорили и Колин Пауэлл,
и Джордж Робертсон, и Хавьер Солана. > В том, что касается
международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом,
ничего особо нового сказано не было. Все выступавшие говорили
о необходимости "дружить против". Разногласия, впрочем,
тоже были обозначены. Главное из них заключается в требовании
со стороны России и других европейских государств проводить любые,
в том числе и силовые действия против террористов на основании
норм и принципов международного права и под эгидой ООН. На мюнхенской
конференции замминистра обороны США Пол Вулфовиц, отвечая министру
обороны Германии Рудольфу Шарпингу, еще раз обозначил позицию
Вашингтона по этому вопросу: "Нападение было совершено против
нас. Это - самооборона, и в резолюциях ООН необходимости нет".
Если даже допустить, что в данном конкретном случае США правы
(впрочем, на конференции Сергей Иванов прямо высказался насчет
того, что Россия считает "обоснованным и легитимным силовое
уничтожение объектов инфраструктуры террористов на территории
Афганистана"), то такой по! дход совершенно неправомерен
в отношении "осевых" стран - Ирака, Ирана и КНДР. Нет
абсолютно никаких данных о том, что с территории этих государств
исходит террористическая угроза. Даже Палестина или Пакистан с
точки зрения террористической угрозы представляются более очевидными
клиентами. > Помимо требования доказательств опасности, исходящей
от "осевых" стран, Россия и Европа (в частности, тот
же Шарпинг на конференции) выдвигают для признания законности
силового вмешательства во внутренние дела суверенных Ирака, Ирана
и КНДР "фактор мультинациональности" при принятии и
осуществлении решений. Пока же в отношении Ирака прямо поддержали
Вашингтон только Лондон и Тель-Авив, а в отношении Ирана - вообще
только Израиль. Что касается внесения в "черный список"
Северной Кореи, то это заявление вообще вызвало легкий шок у мирового
сообщества, особенно у тех стран, которые прилагают огромные усилия
для мирного объединения двух Корей - России, Китая, Японии. >
После мюнхенской конференции и римской встречи "Россия-НАТО"
- по мере осмысления поведения Вашингтона - разногласия между
США и Европой стали еще резче. Так, например, обозреватель "Нью-Йорк
таймс" Томас Фриман пишет: "Читая европейскую прессу,
очень утешительно видеть, как тепло встретили европейцы фразу
президента Буша о том, что "ось зла" угрожает миру во
всем мире. Есть только одна маленькая деталь. Президент Буш считает,
что в ось зла входят Ирак, Иран и Северная Корея, а европейцы
думают, что она состоит из Дональда Рамсфельда, Дика Чейни и Кондолизы
Райс. Крис Паттен, внешнеполитический царь Евросоюза, заявил,
что принадлежащая Бушу идея "оси зла" является "абсолютистской
и упрощенческой", "непродуманной" и "бесполезной",
а также отметил, что европейцы должны остановить Вашингтон, пока
он не начал свой "унилатералистский марш". Это пишут
газеты "Нью-Йорк таймс" и "Гардиан", а не
"Правда" или, того круче, "Лимонка". Кроме
того, появились первые видимые трещинки во взаимоотношениях США
и НАТО. Так, Джордж Робертсон призвал Вашингтон оказать содействие
европейским натовцам в модернизации вооруженных сил. Для этого
следует, как минимум, отменить ненужные ограничения в передаче
новых технологий. В противном случае, "пропасть между уровнем
вооруженных сил США и европейских стран внутри НАТО станет непреодолимой".
У европейских военных появляются вполне обоснованные подозрения,
что Вашингтон вообще не хочет никакого равенства, даже в рамках
евроатлантических структур безопасности. > В этой связи стоит
вспомнить мнение члена российской делегации, председателя думского
комитета по безопасности Андрея Николаева, который считает, что
пришло время формировать принципиально новую систему европейской
безопасности, главная роль в которой должна принадлежать ОБСЕ
как выразительнице интересов всех европейских государств. Мы уже
писали о том, какие усилия прилагает Россия к тому, чтобы возродить
ОБСЕ и превратить ее из безликого "гуманитарного отстойника"
в действенную силу, способную содействовать безопасности всей
"Большой Европы". Андрей Николаев даже собирался выступить
на мюнхенской конференции с инициативой создания в рамках ОБСЕ
"структуры для разработки стратегии обеспечения европейской
безопасности и оперативного руководства по решению возникающих
конфликтов на основе баланса невоенных и военных средств".
> Что касается новых отношений России и НАТО, то генсек Альянса
Джордж Робертсон еще на Давосском форуме заявил, что все вопросы
могут быть решены к майской министерской встрече НАТО в Рейкъявике,
а официальная церемония оформления новых отношений "НАТО-РОССИЯ"
в новом формате "двадцатки" может состояться уже в ноябре
2002 года во время запланированного саммита НАТО в Праге. Интересно
будет понаблюдать за лицами российских делегатов на пражском саммите,
когда сначала будут подписаны документы по "двадцатке",
а потом в НАТО примут, например, страны Прибалтики. И надо будет
подписывать новый документ "Двадцатка плюс три"?! >
P.S. Сразу после визита Михаила Касьянова в США и после встреч
Сергея Иванова в Мюнхене и Риме с представителями Пентагона Вашингтон
выступил с двумя важными заявлениями. Сначала Колин Пауэл заявил,
что США готовы юридически оформить с Россией сокращение ядерных
арсеналов, а потом американцы официально подтвердили, что у них
нет никаких планов по строительству в Средней Азии, традиционной
зоне интересов России, постоянных военных баз. Что это? Результат
указанных визитов? Если да, то только отчасти. Похоже, в Вашингтоне
поняли, что перегнули палку в утверждении своей независимости
от всего мирового сообщества. А сделанные России уступки - если
их можно назвать уступками - это самый минимальный жест, который
Вашингтон мог продемонстрировать своему новому партнеру. Гораздо
важнее было бы, чтобы президент Буш привез весной в Москву отмененную
поправку Джексона-Вэника и решение о признании рыночного статуса
за российской экономикой.