...Процесс превращения парусника в современный
теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими
чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных
предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле
успешно и в непродолжительное время. Но путь этого превращения имеет
несколько этапов.
Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и
Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение
прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие
рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца
были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле
после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины
и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.

Построенные им суда: «Коммунар», «Юный коммунар», «Красный Восток»,
«Азов» и «Иссык-Куль» имели такую систему парусов, что могли ходить
и при боковом, и при встречном ветре. Были довольно быстроходны,
и при попутном ветре могли обгонять первые самодвижущиеся теплоходы.
Имели форму галиотов (по искаженному черноморцами и азовцами названию
«гульеты». Впоследствии многие путешественники, включая географа
и ихтиолога профессора Берга, дали представление об Иссык-Кульской
котловине, как о зоне большого будущего. И вот, Центральное правительство
СССР поручило Среднеазиатскому госпароходству построить на Иссык-Куле
два теплохода.

В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович
Федотьев. Со мной и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором
были заключены договоры. В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге
были заложены два судна. Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.

Вот перед моими глазами фотография, где группа строителей
снята с макетом трехмачтовой шхуны «Иссык-Куль». Шхуна построена
в начале нашего века, была по тем временам крупным судном (водоизмещение
ее – 130 тонн). Но не ею и не ей подобными началась история Иссык-Кульского
пароходства. В 1925 году на верфи в Джергалчаке (южный берег озера),
были заложены два теплохода – «Прогресс Киргизстана» и «Пионер».
Строили их из дерева, тянь-шаньской ели, и в 1926 году Спустили
на воду.

История сохранила для потомков снимки тех лет. Оба теплохода стоят у Пржевальской пристани. При встрече и проводах каждого из них проходили бурные митинги. И хотя грузоподъемность теплоходов была небольшая – всего 250 тонн и для пассажиров они имели всего по сорок мест в каютах первого и второго классов, - все же появление их на озере имело большое значение. Суда эти были, в своем роде, культуртрегерами (провозвестниками новой культурной жизни) всей Иссык-кульской котловины, всего Каракольского кантона.
Во время первого рейса на «Пионере» мы сфотографировались. Здесь, слева- я, рядом – инженер – гидрограф Зацепин, капитан «Пионера» Черногор и начальник

А вот группа первых мореплавателей и строителей теплоходов на Иссык-Куле.
В самом центре, усатый, в фуфайке с белым чехлом – Коростелев, а
справа от него, помоложе, - первый начальник пароходства Николай
Владимирович Федотьев.

В первые годы Советской власти в Киргизии строительство морского
флота требовало больших затрат, и, тем не менее, правительство пошло
на эти затраты, придавая большое значение созданию пароходства на
Иссык-Куле. Каждый руководитель, каждый рядовой труженик понимал
это – ведь то была эпоха гужевого транспорта. Не случайно так многолюдно
было при спуске теплохода, почетными гостями были члены исполкома
Пржевальского кантона, который объединял в ту пору все населенные
пункты Прииссыккулья.

Первые теплоходы были оснащены двигателями типа «балиндер» в 110
эффективных сил (запускались они сжатым воздухом из специальных
баллонов). На каждом теплоходе была команда, состоящая из шестнадцати
человек. Эти двигатели строились на Ижорском заводе в Колпино, возле
Ленинграда. Их c большими трудностями доставляли на Иссык-Куль.

«Прогресс Киргизстана», как и «Пионер», в хорошую погоду проходил
расстояние от Рыбачьего до Пржевальска за 12-13 часов. Если учесть,
что на всю котловину в ту пору была лишь одна автомашина, то можно
понять, как первые суда облегчили перевозку грузов вдоль берега
озера. Мы возили зерно, кожевенное сырье, яблоки, а также буксировали
плоты леса и возили пассажиров.

В 1927 году, по годовому отчету, доложенному главным бухгалтером
Чухловым В. И. и начальником эксплуатации Юдиным, два теплохода
перевезли 72 тысячи тонн грузов, включая перебуксированный лес,
и 9 860 пассажиров. Погрузка-выгрузка производилась грузчиками вручную.Такое
количество пассажиров, как 9 860 человек, было вполне закономерным
явлением потому, что, как было сказано выше, на весь кантон имелась
всего одна автомашина, да и то легковая. Значит, все пассажирское
движение переместилось на воду.

В данный момент регулярных пассажирских рейсов не совершают потому,
что автотранспорт находится вне конкуренции и пароходство принимает
пассажиров только для катания и прогулок на недалекое расстояние.
Что касается грузооборота, то он в силу бурного развития республики
в целом и огромного строительства в Пржевальске и Прииссыккулье,
увеличился на 500-600 процентов в сравнении с 1927 годом, что, в
свою очередь, вызвало увеличение тоннажа всего пароходства на Иссык-Куле.
В начале 30-х годов по проекту инженера-кораблестроителя Кебина
был построен теплоход «Советская Киргизия», и доныне работающий
на Иссык-Куле.
Теплоход «Советская Киргизия», конечно, был мощнее первых судов.
Создание Иссык-Кульского пароходства повлияло на быстрый рост Рыбачьего.
Если в 1926 году, когда мы пришли в Рыбачье из Пржевальска первым
рейсом, поселок состоял из нескольких домиков, то вскоре здесь,
в своего рода перевалочном населенном пункте, появилось несколько
причалов, элеватор, лесопильный завод, отделение госбанка. Сейчас,
как вы знаете, Рыбачье – довольно крупный и шумный город. Разрослись
и другие села и поселки Прииссыккулья.
Иссык-кульское пароходство в наши дни ничем уже не напоминает те
годы, в которые нам приходилось начинать. Погрузку и разгрузку производят
портальными кранами, между Пржевальском, Бокомбаевским, Рыбачьим,
Тюпом и Курментами курсируют быстроходные суда. Среди них – теплоход
«40 лет Киргизстана», буксиры: «Норд», «Зюйд», танкер «Генерал Панфилов»
и много других судов. А впереди еще большие перемены.
Д. В. Колесников.
(Личный архив).
|