Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские | Документы
 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРИНЦИПАХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ

Свобода совести является неотъемлемой частью демократических прав и свобод граждан. Основными элементами содержания свободы совести являются:
- право на исповедание любой религии;
- право не исповедовать никакой религии;
- равенство прав граждан вне зависимости от их религиозной принадлежности или не принадлежности;
- равенство всех религий перед законом;
- отсутствие какого бы то ни было принуждения в отношении исповедания или не исповедания религии;
- невмешательство государства во внутренние (богослужебные, канонические) дела церкви;
- невмешательство церкви в дела государства.
Эти основные элементы составляют действительную свободу совести, закрепляют право гражданина пользоваться юридическими и фактическими гарантиями исповедания религии, любого ее направления, или быть неверующим, исходя из убежденности в истинности своей веры или своего безверия, в их нравственных преимуществах. Признание за каждым человеком права вероисповедного или мировоззренческого выбора, а также права этот выбор изменить для нашей страны крайне важно уже потому, что исторически вопросы, касающиеся свободы совести, зачастую здесь решались не добровольно, а государством (уже в Киевской Руси само христианство было введено в 988 г. по распоряжению князя Владимира), политической партией (политика официального атеизма при советской власти).
Особое значение для нашего общества принцип свободы совести имеет и потому, что оно является многоконфессиональным (в стране живут последователи более 50 религий) и в значительной мере секуляризированным (социологические исследования фиксируют, что в нашем обществе суммарное число "верующих в Бога" и "верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы", составляет 49%). И учитывая нынешнее нестабильное, переходное состояние нашего общества, очевидно, что искусственное муссирование "'религиозного вопроса" в нем, законодательная неупорядоченность взаимоотношений государства и религиозных объединений, а также различных конфессий друг с другом могут быть чреваты дополнительными противоречиями.
Предпосылкой установления лояльных цивилизованных взаимоотношений между всеми гражданами безотносительно к их мировоззренческим взглядам является неукоснительное и в полной мере соблюдение принципа свободы совести. Это сегодня, пожалуй, аксиома, хотя данное положение - очевидное в такой общей постановке - на деле нуждается в более конкретном рассмотрении.
Пониманию принципов свободы совести может способствовать исторический подход, позволяющий увидеть, в каких борениях и муках формировались демократические ценности в сфере совести и убеждений, учет той подчас драматической и противоречивой эволюции, которую претерпели они с течением времени и которая лежит в основе нынешних нерешенных и больных вопросов.
Начиная с античности, постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Хотя они вырабатывались и реализовывались в коллизиях и противоречиях, подчас жестоких и кровавых. Стоит ли напоминать, что в разных регионах и странах полыхали костры инквизиции, велись "священные" войны, с амвонов и минаретов провозглашались отлучения и проклятия, устанавливались черты оседлости и бесправия для неправоверных. Подобными методами утверждались истинность одной религии и ошибочность других. Взаимоотношения государства и церкви также желали лучшего: либо церковь целиком поглощала государственную власть (теократические общества, например, халифат, папство), либо правитель обязывал подданных исповедовать его веру по принципу "чья страна, того и религия" (такой принцип, например, был подтвержден Аугсбургским религиозным миром 1555 г).
По мере исторического развития постепенно в общественном сознании все же утверждалось понимание необходимости религиозной терпимости и свободомыслия, правовой, социальной и моральной защиты граждан любой мировоззренческой ориентации. Общество постигало ценность демократических и гуманистических элементов, составляющих содержание принципа свободы совести; свобода совести становится неотъемлемым компонентом общечеловеческих ценностей, основных прав и свобод человека.
Солидной разработке, правовому оформлению и законодательному введению в жизнь принципа свободы совести человечество обязано буржуазной цивилизации. Неоценимый вклад в становление этого принципа внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения, демократы-создатели первых либеральных конституций в ХVIII-ХIХ вв.
Светские мыслители Нового времени, отстаивавшие и разрабатывавшие идеи религиозной свободы и защиты веротерпимости, разумеется, не сразу освобождались от груза прошлых ограничений, над ними в той или иной мере, в зависимости от ситуации в их стране, довлели идеи политической целесообразности. Характерна в этой связи деятельность такого видного свободомыслящего, как английский философ XVII века Джон Локк. Еще до "славной революции" 1688 года он с возмущением писал о религиозных фанатиках любого вероисповедания. В послереволюционный период, в знаменитых "Письмах о веротерпимости" он, отстаивая целостность и стабильность сформировавшегося общества, аргументировано обосновывает необходимость веротерпимости, выступает за то, чтобы ни один верующий не подвергался наказаниям за свои религиозные взгляды. Интересны его рассуждения в защиту плюралистического подхода к вопросам вероисповеданий. Казалось бы, считает философ, наличие в обществе сторонников различных мнений и вероисповеданий ведет к возникновению центробежных сил, ослаблению общественной стабильности, на деле же терпимость усиливает общественную интеграцию, так как "благородность граждан, чувствующих, что им позволено жить по велению их совести, выливается в лояльность по отношению к терпимому государству". Отстаивая веротерпимость и добиваясь прекращения религиозных распрей, разъедавших современное ему общество, Джон Локк в то же время, отдавая дань требованиям и предрассудкам своей эпохи, исходит из политической целесообразности, предлагая не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Первым - за их участие в феодальных заговорах, за их зависимость от чужеземных сил, римского папы; вторым за то, что отрицая существование божества, они-де не признают обязательной верность ни слову, ни договорам, ни клятве1.
Понимание религиозной свободы как дара природы, естественного права, позволяющего каждому гражданину свободно исповедовать любую религию, а также принцип равенства всех религий получают отражение в законодательствах ряда стран уже в конце XVII века. Подобные идеи были зафиксированы в Билле об установлении религиозных свобод (Вирджиния, 1785), Декларации прав человека и гражданина Великой Французской революции 1789 года (параграф 10. "Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом"), в Конституции США (1791 г.), первая поправка к которой обеспечивала защиту, наряду с прочими свободами, свободу вероисповеданий ("Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего ее свободного исповедания, либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб'').
Постепенное признание плюралистических идей в содержании принципа свободы совести приводит к тому, что в конституциях демократических государств четко фиксируются идеи отделения церкви от государства, правового равенства объединений, созданных по мировоззренческому принципу, в том числе и не разделяющих религиозные взгляды, недопустимости ограничения политической дееспособности граждан в зависимости от их отношения к религии и т.д. Таковы, к примеру, статьи Веймарской Конституции от 11 августа 1919 года (статья 136, пункт 2. "Осуществление гражданских и политических прав и права быть избранным на государственный пост не зависит от религиозного мировоззрения": статья 137, пункт 1 - "Церковь как государственный институт запрещается", пункт 7 -"Ассоциации, в чьи цели входит разработка философского мировоззрения, имеют тот же статус, что и религиозные организации").
Принципиально новый, цивилизованный и демократический подход к принципу свободы совести осуществляется после II мировой войны. При этом важно подчеркнуть, что осмысление и разработка его, освобождение от различных проявлений фундаменталистских трактовок осуществлялись представителями как светской общественно-правовой и философской мысли, так и религиозной.
Особую роль здесь сыграли международные организации, в первую очередь Организация Объединенных Наций. Тщательная разработка всех сторон принципа свободы совести, пунктуальная фиксация ее гарантий, правовых и нравственных нюансов отображены в известных документах, таких, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.. Международный пакт о гражданских и политических правах от 10.12.1966 г , Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 30 июня - 1 августа 1975 г.), Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.), Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и других.
Названные международные документы соответствуют Уставу ООН, статья 13 которого гласит: "Генеральная ассамблея организует исследования и дает рекомендации в целях... содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Следует обратигь особое внимание на то, что Устав ООН устанавливает равноправие для всех, подчеркивая четыре основания, по которым недопустима дискриминация, а именно: раса, пол, язык, религия.
Особое значение имеет статья 55-с Устава ООН, где установлена международно-правовая обязанность государств-членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Это положение, а также цель ООН, определенная в ст.1 Устава как осуществление межгосударственного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, и составляют правовое основание для сотрудничества государств-членов ООН в области прав человека, а также определяют направление этого сотрудничества. Сотрудничество основывается на принципах, содержащихся в ст.2 Устава. Речь идет прежде всего о суверенном равенстве государств и о невмешательстве в их внутренние дела.
Положения Устава ООН, относящиеся к правам человека, были затем конкретизированы и развиты в различных международных документах как универсального, так и регионального характера.
В декабре 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Содержащиеся в ней права и свободы можно классифицировать по четырем группам, как это делает большинство юристов-международников. В первую группу включаются так называемые элементарные права и свободы. Сюда относится право на жизнь, свободу, неприкосновенность (ст. 3), свободу от рабства (ст.4), запрет пыток или жестокого, бесчеловечного обращения или наказания (ст.5), равенство перед законом (ст.7), защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательств на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 12).
Вторую группу составляют гражданские права. В Декларации в качестве таковых провозглашаются: право личности на признание ее правосубъектности (ст.6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст.15), право вступать в брак и создавать семью (ст.16), право владеть имуществом (ст. 17).
В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу мысли, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20), право принимать участие в управлении своей страной (ст.21).
И наконец, в статьях 22-28 перечисляются экономические, социальные и культурные права, такие, как право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на определенный жизненный уровень, право на образование.
Анализ Декларации будет односторонним, если не обратить внимания на ст.29, в которой говорится об обязанностях каждого человека перед обществом и установлены основания, по которым возможны ограничения при осуществлении индивидом прав и свобод. Эти ограничения устанавливаются в целях обеспечения признания и уважения прав и свобод других, а также по соображениям нравственности, для обеспечения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Все такие ограничения могут иметь место только при условии, что они прямо установлены законом.
Декларация прав человека в статье 18 отмечает, что ''каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии"; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения "как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков" (ст.18). И далее: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их" (ст. 19).
Европейская конвенция по правам человека и основным свободам, принятая 4 ноября 1950 г., содержит несколько разделов, обеспечивающих свободу совести. Они включают свободу выражения, свободу объединений, права, относящиеся к запрету на дискриминацию, и права родителей в религиозном образовании детей. Единым и самым важным положением Конвенции, обеспечивающим свободу совести, является статья 9.
1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу сменить религию или убеждения, самостоятельно или в обществе единомышленников, явно или неявно выражать свою религию или убеждения в культе, учении, практике или обрядах.
2. Свобода выражения религии или убеждений подлежит только тем ограничениям, которые предписывает закон и которые необходимы в демократическом обществе в интересах соблюдения общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, или в интересах защиты прав и свобод других людей.

В первом разделе Конвенции "Свобода мысли, совести и религии" трактуется как право, принадлежащее каждому. Этот текст был почти полностью взят из статьи 18 Всеобщей декларации прав человека. При этом защищаются не только религиозные права, но и свобода совести и мысли. В то время как первый раздел статьи 9 говорит, что свобода совести гарантируется Конвенцией, во втором разделе указываются обстоятельства, при которых правительство может ограничить свободу осуществления этих прав. Хотя Всеобщая декларация не распространяет подобные ограничения на право выражать свои взгляды, они являются общим местом во всех документах по правам человека, принятым за годы после Второй мировой войны.
Европейский суд по правам человека и Комиссия по правам человека при рассмотрении обращений к ним следуют двухшаговой процедуре, и это отражает структуру статьи 9. Сначала Суд определяет, ограничивают ли действия того или иного правительства свободу совести, противоречат ли они статье 9(1). Если действия правительства не нарушают этот пункт, обращение отклоняется. Если нарушают, Суд определяет, насколько обстоятельства соответствуют описанным в пункте 2.
Со времени своего создания в 1955 г. Комиссия по правам человека зарегистрировала более 20 000 обращений, подавляющее большинство которых исходило от отдельных людей или групп. И хотя мы не можем с точностью определить процент обращений, в которых заявлялось о нарушениях свободы совести, в 45 решениях комиссии говорилось, что обращавшиеся напрямую заявляли о нарушении статьи 9. При этом только 5 из этих 45 обращений было принято к дальнейшему рассмотрению. Решение же Комиссии было принято только по двум жалобам (Коккинакиса из Греции и Дарби из Швеции). Дело в том, что Комиссия отклоняет обращения людей по соображениям совести, если они протестуют против военной повинности и военной политики, оспаривают условия невоенной обязательной службы, обязательные выплаты по страховке, выступают против телесных наказаний в государственных школах.
Европейская комиссия по правам человека всегда отклоняла обращения, исходящие от последователей "новых", "нетрадиционных" религий или "религиозных меньшинств".
Горьким примером предпочтения, отдаваемого Комиссией традиционным религиям, является случай с двумя обращениями, оспаривающими шведский закон, согласно которому религиозное образование в государственных школах является обязательным В обоих случаях в обращениях утверждалось, что закон о религиозном образовании обеспечивает только интересы государственной лютеранской церкви Швеции. В первом случае Комиссия приняла обращение, исходящее от Евангелической лютеранской церкви Швеции и начала переговоры с правительством с целью урегулировать конфликт. Переговоры закончились компромиссом и разрешением последователям Евангелической Церкви не посещать занятия по религии в государственных школах. Однако, когда такого же исключения потребовали для себя атеисты, Комиссия заявила, что их обращение "откровенно безосновательно".
Комиссия точно так же отклонила просьбу мусульманского учителя продлить его обеденный перерыв на 45 минут, чтобы он смог посещать молитву в пятницу, так как он по собственной воле пришел на работу и может от нее отказаться. Любое обращение о религиозных правах заключенных также не принимается к рассмотрению.
Европейский суд по правам человека не поддерживает обращений, оспаривающих привилегии государственных церквей, даже если эти церкви имеют законное право собирать налоги. По мнению Комиссии, церковно-государственная система не может сама по себе быть нарушением статьи 9 Конвенции.
Европейский суд обращается к гарантии свободы совести как к "одной из основ демократического общества". Эта формулировка подразумевает узкое понимание свободы совести, охватывающее только свободу убеждений и свободу их выражения. Таким образом. статья 9(1) относится только к сфере личных убеждений и религиозных убеждений. Если принять во внимание, что современные правительства в Европе не склонны наказывать своих граждан только за взгляды, противоречащие официальным, единственным дополнением, которое вносит статья 9 в ее узком понимании в законодательство по правам человека - это защита тех действий. которые непосредственно и тесно связаны с выражением религиозных убеждений.
Комиссия уже на протяжении долгого времени принимает именно это прочтение статьи 9(1). Например. Комиссия убеждена, что отказ от каких-либо действий по соображениям совести не попадает в сферу действия статьи 9(1). Сюда относятся следующие действия: отказ от военной службы по соображениям совести, отказ от альтернативной службы, отказ от уплаты налогов на военные нужды, отказ от выплат по обязательной страховке, отказ от уплаты налогов на голосование, отказ от уплаты церковных налогов. В этих случаях Комиссия не считает нужным определять, насколько искренни люди совершившие эти действия и имели ли правительства законные основания принуждать их действовать против их воли. Комиссия просто находит, что в таких случаях статья 9 не нарушается.
Следует отметить, что развивающиеся страны в своих региональных аналогичных документах рассматривали проблемы прав и свобод несколько по-иному. Так, в "Американской Декларации прав и обязанностей человека" от 2 мая 1948 г. разделяются права на религиозную свободу, свободу отправления культов (ст.III) и право на свободу получения идей, приверженности им, на их выражение и распространение (ст.IV). Речь здесь идет о Декларации народов американского континента. А вот в "Африканской хартии прав человека и народов" (июнь 1981 г.) уже не проявляется влияние США и в статье 8 говорится: "Свобода совести и свободное отправление религиозных обрядов гарантируется. Никто не может, в соответствии с законом и порядком, быть подвергнутым мерам, ограничивающим пользование этими свободами".
В мусульманских странах, хотя и существует тенденция к образованию региональных организаций, проблемы свободы совести не рассматриваются по той причине, что в классическом исламском праве отсутствует определение публичного международного права, а правовой порядок рассматривается как необходимое дополнение исламской веры.
Европейские декларации по правам человека, как правило, связаны с деятельность СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). Об этом свидетельствует заключительный Акт СБСЕ от 1 августа 1975 года. В главе VII - "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений" - подчеркивается: "Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии, ... будут признавать и уважать свободу личности исповедовать единолично или совместно с другими религию или веру, действуя согласно велению собственной совести"1.
Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств-участников СБСЕ, принятый 6 сентября 1983 г.. подтвердил идеи заключительного Акта, добавив, что государства-участники "соглашаются принимать меры, необходимые для обеспечения свободы личности исповедовать единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести"2.
Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ в итоговом документе (15 января 1989 г.) наиболее полно разработала основные принципы, обеспечивающие свободу личности исповедовать религию или веру. Государства приняли на себя обязательства:
- принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;
- способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;
- предоставлять по их просьбе объединениям верующих, исповедующих или готовых исповедовать свою веру в конституционных рамках своих государств, признание статуса, предусмотренного для них в их соответствующих странах;
- уважать право этих религиозных объединений;
- основывать и содержать свободно доступные места богослужений или собраний;
организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
- выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством;
- испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;
- вступать в консультации с религиозными культами, учреждениями и организациями с целью достижения лучшего понимания потребностей религиозных свобод;
- уважать право каждого давать и получать религиозное образование на языке по своему выбору или индивидуально, или совместно с другими;
- в этом контексте уважать, среди прочего, свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
разрешать подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях;
- уважать право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры, и владеть ими;
разрешать религиозным культам, учреждениям и организациям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы;
- благожелательно рассматривать заинтересованность религиозных объединений в участии в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации.
Государства-участники признают, что осуществление вышеупомянутых прав, относящихся к свободе религии или убеждений, может подлежать лишь таким ограничениям, которые установлены законом и совместимы с их обязательствами по международному праву и их международными обязательствами. Они будут обеспечивать в своих законах и административных правилах и при их применении полное и эффективное осуществление свободы мысли, совести, религии или убеждений.
Анализ международных документов показывает, что свобода совести стала рассматриваться как одно из важнейших демократических прав и свобод личности в общепланетарном масштабе. От абстрактно-рекоменда-тельных пожеланий международные организации перешли к требованию соблюдения гарантий свободы совести и к жесткой негативной оценке любых форм дискриминации в этом вопросе. Заметную роль в формировании такой позиции сыграли международные организации свободомыслящих, такие как Всемирный союз свободомыслящих (ВСС) и Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), созданные еще в конце прошлого века.
В России аналогичные идеи нашли отражение в "Декларации прав и свобод человека и гражданина" (1991 г.) в статье 14 которой, в частности, говорится: "Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона".
Среди религиозных организаций, занимавшихся разработкой концепции религиозной свободы, принципа свободы совести, отметим Всемирный Совет церквей. В решениях этой, объединяющей протестантские и православные церкви, организации, начиная с Первой Ассамблеи (Амстердам, 1948 г.), отражены - в формулировках, приемлемых для сознания современного человека демократических убеждений, - такие идеи, как право каждого человека на выбор веры и убеждений, право менять их, право на свободу мысли, совести и религии, свободу их выражения публичным или частным образом, на людях или в уединении, что является необходимым условием проявления внутренней свободы и т.д.
Интересно, что эволюция происходит на протяжении нескольких лет даже в рамках одной и той же организации. Компаративный анализ документов Всемирного Совета церквей показывает, что в них со временем трактовка религиозных свобод, принципа свободы совести становится все шире, плюралистичнее, универсальнее. В принятой Исполкомом Всемирного Совета церквей в 1961 г. (Женева) документе уже подчеркивается право каждого не только на свою веру, но и на неверие, необходимость международного стандарта свободы вероисповеданий, включающего соответственно и права, и ограничения. Если принятые в первые годы существования Всемирного Совета церквей документы носят явно христианско-центристский характер (так, в Декларации свободы вероисповеданий, принятой в Амстердаме в 1948 г.. говорилось, что "права, требуемые христианским учением, хороши и благотворны для всех людей, и дарение таких прав еще никогда не причиняло вреда ни одной нации"), то позднее принятые документы носят более взвешенный характер, подчеркивают необходимость учета точек зрения, традиций, прав других религий (в принятом в 1975 г. в Найроби документе "Право на свободу вероисповеданий'' есть знаменательное признание, что обеспечение права на свободу вероисповеданий не относится только к христианской церкви и что "осуществление свободы вероисповеданий не всегда отражало огромное разнообразие существующих в мире религий").
Значительным шагом вперед в католической трактовке принципа свободы совести, в первую очередь религиозной свободы, явился II Ватиканский собор. Причем, за 4 года работы Собора толкование религиозной свободы претерпело большую эволюцию, чем за века предшествующего развития. В результате "Декларация о религиозной свободе" (1965 г.) утверждает права личности и обществ на религиозную свободу.
Разработка проблем свободы совести различными религиозными (разумеется, не только христианскими) и светскими организациями, их взаимовлияние способствовали выработке подлинно международных, универсальных стандартов в этой сфере.
В документах, принятых международными организациями в последние годы, утверждены права и свободы человека в сфере убеждений, принадлежащие ему с рождения и гарантируемые законом. В них запечатлен процесс возвышения уважения к человеческой личности и верховенству закона, они наглядно показывают как вместе с утверждением и развитием демократических принципов обогатилось и само содержание принципа свободы совести. Значительной вехой, как представляется, здесь явилось то, что свобода совести все более стала пониматься не только как право исповедовать любые религиозные воззрения или отрицать их, но и значительно шире: как право на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на свободное их выражение, право придерживаться любых мировоззренческих материалистических, идеалистических или дуалистических представлений, социально-политических и этических доктрин, если они не посягают на личность, права и свободы граждан, если они не проповедуют расизм, насилие, человеконенавистнические идеи. Государство, правительство, властные органы должны быть в мировоззренческом отношении нейтральны, не становиться на сторону какой-либо одной научной концепции, мировоззренческой системы. Более того, они призваны создавать условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества. Этическая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств должна быть защищена, а любые формы преследования по религиозным и идеологическим мотивам исключены.
Таковы важнейшие черты современного демократического понимания слободы совести, универсальных стандартов в этой сфере. Подобное оптимальное понимание принципа свободы совести человечество выработало за несколько веков: в наши дни закрепление в мировом общественном мнении этого принципа в качестве одной из общечеловеческих ценностей стало возможным благодаря участию в международных форумах, коллективно обсуждающих проблемы свободы совести, представителей культурных традиций и цивилизаций Запада и Востока, Севера и Юга, учета мнений и интересов приверженцев и религиозных, и материалистических убеждений.
Таким образом, нормы международного права в своей совокупности рассматривают проблемы свободы совести как право личности на свободу проявления своих убеждений в обществе. В данном случае мы не принимаем во внимание традиционные абстрактные лозунги о свободе идей, свободе мысли, так как на личностном уровне они вполне могут быть свободными.
Современные государства мира в реализации гарантий свободы совести встречаются с многочисленными проблемами, которые свидетельствуют о том, что внутригосударственная практика пока еще не соответствует декларированным законам, что не изжиты проблемы внутрирелигиозных конфликтов, разделения людей по религиозному признаку, живучими оказались традиции приоритетного отношения государства к одной из конфессий. Весьма настороженно воспринимается и на международном уровне, и особенно на уровне отдельных государств деятельность организаций свободомыслящих и атеистов
Наличие в теоретической сокровищнице человечества универсального понимания свободы совести и постепенное восприятие его на уровне индивидуального сознания и законодательных норм дает основание для надежды на решение сложных вопросов веры и неверия, деятельности религиозных объединений и государственно-церковных отношений.

Кафедра религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ

  Назад На начало страницы На главную страницу