Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские | Документы

 

Ислам Каримов

Родился 30 января 1938 году в городе Самарканде в семье служащего. По национальности узбек - официально. Люди, знавшие Ислама Каримова в молодости, утверждают, что он - из семьи этнических таджиков, с детства разговаривал на таджикском и неплохо на русском языках, узбекский же выучил уже находясь на советской и партийной работе. Возможно, таджикское происхождение и необходимость сокрытия оного и являются той основой, на которой зиждятся реализующиеся в политической деятельности антитаджикские комплексы Ислама Каримова.
Каримов имеет два высших образования, окончил Среднеазиатский политехнический институт и Ташкентский институт народного хозяйства, получив специальности инженера-механика и экономиста. Трудовую деятельность начал в 1960 году на заводе "Ташсельмаш". Затем - типичная карьера советского партийца-производственника. Работал инженером, ведущим инженером-конструктором в Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова. В 1966 году перешел на работу в Госплан Узбекской ССР, где прошел путь от главного специалиста до первого заместителя председателя Госплана республики. С 1983 года Каримов - министр финансов Узбекской ССР, с 1986 - заместитель председателя Совета министров Узбекской ССР - председатель Госплана республики. В 1986 году он становится первым секретарем Кашкадарьинского обкома партии. Вот как сам Каримов в одной из своих книг вспоминает тогдашнюю ситуацию: "Меня откровенно удивляет непонимание на Западе того, что так называемая партноменклатура была в бывшем Советском Союзе очень неоднородна. Она была очень дифференцирована в самой своей сути. Нет, не на бумаге, не в каких-то партийных документах, а в реальной жизни. Во всяком случае, три качественно различные группы людей я могу выделить совершенно точно. Во-первых, это фанатики, беззаветно верящие в коммунистическую утопию. Для них марксизм-ленинизм был религией. И слова у этих людей, пожалуй, не расходились с их убеждениями. А дела? Ну что они могли полезного сделать? Это же были проповедники, оторванные от живой реальности, от действительной, а не выдуманной жизни. Вторая группа - это, как бы помягче сказать, конформисты. Люди и без настоящей профессии, и, главное, без совести. Какие идеи?! Какой там коммунизм?! Они всегда готовы служить любой власти, которая обеспечивала бы их благами жизни. Коммунизм это или антикоммунизм - никакой роли для них не играло. Хоть национал-социализм или какой-нибудь фашизм. Что они в большинстве своем доказали после распада КПСС и Советского Союза. Они прекрасно усвоили правила партийной игры. Знали, когда и что говорить, когда молчать, перед кем угодничать, на кого и как кричать. В этом была их сила. Они говорили одно, думали другое. Хотел сказать: делали третье. Но это было бы неверно. Ничего толкового ни в одной специальной области они сделать не могли. Профессиональной подготовки для этого не было. Однако коммунистический режим, как и любой другой тоталитарный режим, не мог существовать без людей компетентных, обладающих специальными знаниями в области экономики, финансового дела, сельского хозяйства, промышленности. Скажем так, без технократов. Именно эта когорта партноменклатуры создавала авторитет партии в народе. К числу этих людей я отношу и себя, и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, и президента Кыргызстана Аскара Акаева, тоже работавшего в аппарате ЦК Компартии Киргизии, заведовавшего там отделом науки и вузов... Но партийным работником в собственном смысле слова я никогда не был. И даже в голове не держал возможность такого поворота своего жизненного пути, такого "скачка в сторону" в своей жизненной карьере. И вдруг я стал первым секретарем обкома партии. А дело было так. В 1986 г., будучи председателем Госплана, после углубленного изучения положения дел понял, что республика стоит перед экономической катастрофой. Была при моем личном участии подготовлена и направлена руководству республики записка "О проблемах и перспективах развития экономики Узбекистана". Рассчитывал на серьезный разговор, а последовал окрик. Тогдашний ставленник Москвы, второй секретарь ЦК Анищев устроил мне грубый разнос. Вообще я в это время чувствовал, что вокруг меня сжимается кольцо отчуждения. Руководство попросту отторгало меня. Мое дальнейшее пребывание в Ташкенте стало нежелательным. Вот вкратце то, что предшествовало моей "ссылке" в Карши, в Кашкадарьинскую область".
Мощным стимулом к возвышению Каримова была сама эпоха. Деятельность следственных групп Прокуратуры СССР, возгавлявшихся Тельманом Гдляном и Николаем Ивановым, несмотря на всю ограниченность, основательно-таки "прорядила" узбекистанскую номенклатуру. Будучи человеком неленивым, Каримов в Кашкадарьинской области завоевал авторитет и имидж очень порядочного человека. Официальные показатели, продолжавшие играть главную роль, впечатляли: производство хлопка поднялось с 330 до 550 тыс. тонн., построено 300 км дорог, рынки, десятки бытовых объектов…
В июне 1989 года Каримов возвращается в Ташкент уже в качестве первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана, на место проштрафившегося Рафика Нишанова. 20 июня 1990 года Верховный Совет Узбекистана принял Декларацию о государственном суверенитете Узбекской ССР. Верховный Совет Узбекской ССР учреждает пост президента и избирает на эту должность Ислама Каримова. Советский Союз рассыпается на глазах, перед Каримовым открывается принципиально новый участок работы - создание государственности Узбекистана. 31 августа 1991 года в ряду других советских республик провозглашена независимость и Узбекистана. 18 ноября 1991 года принят закон "О выборах Президента Республики Узбекистан". Кандидатами на пост президента были зарегистрированы Ислам Каримов, выдвинутый Народно-демократической партией Узбекистана (правопреемницей Компартии республики), и председатель партии "Эрк" ("Воля"), народный депутат республики, поэт Мохаммад Солих. 29 декабря 1991 года Ислам Каримов был избран президентом Республики Узбекистан. Официальный итог - "за" проголосовали 86% избирателей. В феврале 1992 года в Ташкенте расстреляны демонстрации сторонников партии "Эрк", Мохаммад Солих скрывается за рубежом, так начинается новейшая история независимого Узбекистана.
Еще в августе 1991 года по инициативе Каримова компартия Узбекистана реформируется в Народно-демократическую, с "принципиально новой" идеологией и политикой. Власть медленно, партийная власть неторопясь трансформируется. Становится все более привычной новая структура: президент - правительство - хокимиаты (местные администрации).
В марте 1995 года путем проведения всенародного референдума срок президентских полномочий Каримова продлевается до 2000 года.
Согласно новой узбекской историографии, основателем узбекской государственности является Тимур (Тамерлан). Вовсе, кстати, и не узбек по происхождению. Сегодня Тимур является неким символом, от которого, по замыслу новых идеологов, должен вестись отсчет великой истории великого узбекского народа. А вообще-то, в ноябре 1917 - марте 1918 гг. в Туркестанском крае бывшей Российской империи была установлена Советская власть. Основная часть территории края вошла в состав Туркестанской АССР. В 1920 году были образованы Хорезмская и Бухарская советские республики. В 1924 году образована Узбекская ССР, в 1925 году она вошла в состав СССР в качестве союзной республики. Фактически, история страны начинается с 1990-х годов. Качественно новый этап ее открылся в феврале 199-го.
16 февраля на площади Мустакиллик Майдони в Ташкенте ожидали приезда президента Каримова. В 11.15 по местному времени прогремели взрывы. На воздух взлетели две автомашины, находившиеся в непосредственной близости от здания правительства, другие бомбы сработали у зданий МВД, Национального банка, гостиницы "Интерконтиненталь", областного ГАИ, а также на вокзале "Северный" и в районе аэропорта. К зданию Совмина, куда через несколько минут после взрывов подъехал президентский кортеж, пыталась прорваться автомашина без номеров. Находившиеся в ней люди на попытку задержания машины ответили огнем из стрелкового оружия, завязалась перестрелка, но о дальнейшей судьбе этой автомашины ничего неизвестно. Центр города был тут же блокирован силами милиции и спецслужб, в Ташкент были введены войска. Сразу же на площади президент Ислам Каримов дал первые комментарии произошедшему: "Эта акция направлена против президента. Но у нас хватит сил, чтобы стабилизировать ситуацию и обрубить руки тем, кто организовал этот терракт". Руководитель Службы национальной безопасности Рустам Иноятов заявил: "Это дело рук экстремистских сил за пределами страны и лиц, связанных с ними у нас в республике". В одном из своих выступлений по следам террактов 16 февраля, Ислам Каримов отметил: "Мы забываем, что рядом, в Афганистане, уже двадцать лет идет война. И на юге есть экстремистские силы, которые не мугут видеть нашу независимую политику, хотят и у нас внедрить исламский экстремизм".
За три дня до февральских терактов официальный Ташкент объявил о том, что узбекская сторона не намерена продлевать свое участие в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ СНГ), мотивируя это, главным образом, тем, что договор не отвечает требованиям времени и не решает поставленные в нем задачи. Вне всякого сомнения доминирующим по влиянию на решение Узбекистана являлся российский фактор. Во-первых, было очевидно стремление Ташкента продемонстрировать свою дистанцированность от России, которая, как часто утверждают из Ташкента, в своем внешнеполитическом курсе осталась подвержена "имперским" восприятиям действительности. Во-вторых, интересы Узбекистана и России столкнулись в Таджикистане, который в Ташкенте хотели бы видеть исключительно в сфере своего непосредственного влияния, а не обеспечивающим существование путем наращивания интеграции с Россией, в том числе - и за счет присутствия российских войск. Большие сомнения в Ташкенте вызывает закавказская политика России (сближение с Арменией в условиях нерешенности проблемы Нагорного Карабаха. Имеются также мнения, что выход Узбекистана из ДКБ СНГ вызван его стремлением кардинально пересмотреть свой внешнеполитический курс. Это может быть обусловлено и тем, что, как полагают в Ташкенте, существенно изменилась ситуация в сфере обеспечения безопасности по сравнению с той, которая была на момент подписания ДКБ СНГ в феврале 1992 года. Тогда большую угрозу национальной безопасности Узбекистана представляли военные конфликты в Таджикистане и Афганистане. В этих условиях узбекское руководство понимало, что, только недавно получившая государственную независимость страна не может рассчитывать на собственные силы. Узбекистан был также заинтересован в сохранении разрушающихся связей между республиками бывшего СССР. Поэтому, именно он в тот момент выступил одним из инициаторов заключения данного договора. Теперь же, по мнению узбекского руководства, страна имеет достаточный военный потенциал и способна самостоятельно (с ориентацией на Запад, прежде всего на США) обеспечить свою безопасность. (Забегая вперед, можно отметить, что баткенские события в Киргизии летом-осенью 1999 года буквально застали Ташкент врасплох и тогда узбекистанское руководство, похоже, поняло, что несколько погорячилось со сменой ориентиров. В случае подобных крупномасштабных конфликтов с исламскими радикалами рассчитывать на прямую военную помощь Запада не придется ни одной из стран региона. А вот Россия, после дагестанских событий и чеченских войн, может принять участие в войне против исламских боевиков в Средней Азии. "Для российских силовиков это вполне естественная реакция: события в Киргизии, на Северном Кавказе, в Армении, Афганистане, Таджикистане, Косово - звенья одной цепи", - заявлял первый замсекретаря СБ РФ Владислав Шерстюк в ноябре 1999 года). Вообще, болезненное отношение ко всему, что определяется эпитетом "российское" характеризует Ислама Кариамова. Так, президент Каримов подверг резкой критике принятую новую российскую государственную символику. Выступая перед журналистами на открытии четвертой сессии узбекского парламента, он заявил: "Как только будет исполняться новый гимн, у каждого в уме будут звучать слова: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь". Это гимн тоталитарной системы, в которой правила коммунистическая партия, это гимн, одобренный Сталиным и другими вождями. Он сопряжен со многими ассоциациями, от которых не уйдешь". Каримов считает, что российский флаг - это знамя, под которым, начиная со времен Петра Первого велись захватнические войны. О гербе России Каримов отозвался так: это символ самодержавия той огромной власти, которой был наделен в Узбекистане Ок-Паша - белый царь".
Антироссийской риторикой были окрашены и все комментарии связанные с выходом из ДКБ СНГ, который, кроме прочего, отражал и стремление Узбекистана локализовать свой внешнеполитический курс. Ташкент изначально пытался играть роль регионального лидера в Центральной Азии. В этом плане возможно, что решение Узбекистана по выходу из ДКБ СНГ преследовало и цель побудить своих соседей по региону умерить свои темпы сближения с Россией, убедить их, что в системе приоритетов в Центральной Азии Узбекистан стоит намного ближе, чем Россия. Наконец, еще одной важной причиной рассматриваемого действия Узбекистана является его стремление сблизиться с Западом. В то же время, Узбекистан продолжает находиться в непосредственной близости от таких политически нестабильных стран, как Таджикистан и Афганистан. Во время баткенских событий 1999 года в Киргизии, ввиду намерений боевиков пройти именно на узбекскую территорию, руководство Узбекистана вело достаточно нервную политику.
С началом вторжения боевиков ИДУ на территорию Узбекистана в 2000 году и обострением обстановки в приграничных с СНГ северных провинциях Афганистана, официальный Ташкент полностью присоединился к консолидированной позиции Киргизии, Казахстана и России. Переменчивый характер политики Ташкента проявился осенью 2000 года. 22 сентября неожиданно рухнул единый антиталибский фронт Москвы и Ташкента. В этот день Ислам Каримов приехал в Ашхабад, где вдруг резко изменил свою позицию в отношении движения "Талибан". Ислам Каримов резко осудил планы Москвы по созданию антитеррористического центра и сил быстрого реагирования в регионе и фактически высмеял призывы о помощи со стороны президента ИГА Бурханутдина Раббани. Смену своих позиций узбекский президент объяснил тем, что на Западе якобы прорабатываются новые подходы к афганскому конфликту. Уже позже, 12 октября, президент Узбекистана заявил: "Народ Афганистана сам разберется", - сказал Ислам Каримов. Узбекистан, по словам его лидера, "кровно заинтересован" в том, чтобы в Афганистане был восстановлен долгосрочный мир. В то же время он готов сотрудничать с Афганистаном, независимо от того, "кто там будет править". "Мы хотим жить со всеми в мире", - подчеркнул Ислам Каримов. Президент отметил, что талибы, находясь в течение почти двух лет на противоположном берегу Аму-Дарьи, "не проявляют агрессии в отношении Узбекистана". Более того, по словам Каримова, между пограничниками Узбекистана и движения "Талибан" на мосту через Аму-Дарью проходят рабочие встречи. "Я никогда этого не скрывал и не скрываю", - подчеркнул Каримов. "Нам могут не нравиться цели и задачи движения "Талибан", но это сила, с которой надо считаться", - сказал узбекский президент, отметив, что "сегодня эта сила становится доминирующей". Узбекистан исходит из того, что "нам не нужно никакого противостояния, никакой войны с Афганистаном". Вместе с тем Ислам Каримов высказал свое личное убеждение в том, что если в правительстве Афганистана будет доминировать только движение "Талибан", то настоящего мира и спокойствия в Афганистане не будет, так как в правительстве должны быть представлены интересы всех групп, наций и этносов. Однако, подчеркнул Ислам Каримов, "пусть сам народ решает, какая идеология будет доминировать в Афганистане, а мы хотим со всеми сотрудничать и жить в мире".
Талибы быстро отметили смену настроений в Ташкенте. 17 октября талибский посол в Пакистане Абдул Салам Заиф передал своему узбекистанскому коллеге письмо главы кабульской администрации муллы Мохаммада Раббани для президента республики Узбекистан. Мулла Раббани, второе лицо в талибской иерархии, в своем письме гарантировал президенту Узбекистана, что "Талибан" не представляет никаких угроз для любой из соседних стран, напротив, талибы испытывают дефицит добрососедских отношений. Мулла Раббани опроверг утверждения о вмешательстве талибов во внутренние дела других стран. В письме также говорилось о том, что руководство "Талибана" испытывает недостаток в продолжении контактов с правительством Узбекистана с целью улучшения существующего уровня отношений. 18 октября министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов сделал заявление о готовности узбекистанской стороны открыть пограничный пропускной пункт в Термезе, "Мост Дружбы", который был закрыт с мая 1997 года, когда талибы в первый раз захатили Хайратон.9 19 октября посол талибов мулла Абдул Салам Заиф и узбекистанский посол Шухрат Кобилов на встрече в Исламабаде достигли соглашения о необходимости организовать контакты на уровне министров иностранных дел.10 Здесь-то уже стало ясно, что десанта генерала Достума из Хайратона и открытия нового фронта антиталибской войны не будет.
В эти же дни другие страны СНГ на разных уровнях обсуждали вопрос о совершенствовании механизмов Договора о коллективной безопасности и о создании антитеррористического центра стран-участниц ДКБ СНГ. Наблюдатели дружно дали оценку: Ислам Каримов вновь развернулся от России к Западу, опасаясь военно-политического усиления Москвы в регионе. Еще в декабре 1999 года, сразу после своего визита в Ташкент, Владимир Путин, еще в качестве премьер-министра, заявил на заседании СБ РФ: Кремль считает стратегической задачей укрепление своих позиций на постсоветском пространстве. Путин эффективно дебютировал на политической сцене СНГ, играя на экономической и военно-политической заинтересованности соседей в сотрудничестве с Россией - начался качественно новый раунд борьбы между Москвой и Вашингтоном за влияние на постсоветском пространстве, в поле которого осенью 2000-го и оказался президент Узбекистана.
Страх перед Исламским движением Узбекистана заставил Тапшкент возобновить свое участие в оборонном сотрудничестве стран СНГ, весной 2000 года Ташкент присоединился к совместным военным учениям России, Таджикистана, Казахстана и Киргизии "Южный щит Содружества-2000". Разворот Ташкента к Москве сильно обеспокоил США. Апрельский вояж Мадлен Олбрайт в Центральную Азию (2000 года) стал ответной реакцией. Предельную обеспокоенность США вызвали встречи министров обороны и других силовых ведомств стран "Шанхайской пятерки" (Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия) и вероятность выстраивания при участии Москвы и Пекина системы безопасности в регионе. Экспансия террористов ИДУ ставила Узбекистан и Запад в неловкое положение - Ташкент должен просить помощи Москвы, а Вашингтон был вынужден с этим смириться. Хотя бы на время. "Вашими соседями являются Россия, Китай, Турция и Иран. Вы можете оказывать влияние на Афганистан, а через него также на Пакистан и Индию. Таким образом, хотя географически вы находитесь далеко от Соединенных Штатов, вы тесно связаны с рядом наших жизненно важных интересов", - предельно откровенно заявила госсекретарь США Мадлен Олбрайт 17 апреля, выступая в Университете мировой экономики и дипломатии в Ташкенте. Ислам Каримов в реализации этих "жизненно важных" интересов США продолжает оставаться фигурой номер один.

Ислам Каримов женат, имеет двоих дочерей и троих внуков. Супруга, Татьяна Каримова - экономист, научный сотрудник Института экономики Академии наук республики. Старшая дочь Гульнора - кандидат наук, политолог. Адрес Ислама Каримова: Республика Узбекистан, г.Ташкент, резиденция "Оксарой", телефон - (8-10-99871) 139-80-00.

 

  Назад На начало страницы На главную страницу