Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские | Документы

 

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

№5 от 15 апреля 1934 года "О Синьцзяне"

 


В апреле 1931 г. в Синьцзяне вспыхнуло мощное национально- освободительное восстание мусульманских народов провинции против колониальных властей Китая. Начавшееся движение носило во многом стихийный характер, но, возглавляемое феодально-аристократической верхушкой участвовавших в нем уйгур, казахов, киргизов, дунган, оно довольно скоро оказалось в поле активной деятельности внешнеполитических ведомств и спецслужб Великобритании, Японии, Турции и ряда других стран. Разыгрывая карту справедливой борьбы народов Синьцзяна за свою независимость, правительства этих стран пытались, и не без успеха, использовать восстание в своих целях. Очень скоро влияние чужеродных сил в национально-освободительном движении провинции стало определяющим фактором. Антисоветизм и панисламизм, элементы межнациональных противоречий в стане восставших, ориентация на задачи, совершенно чуждые интересам большинства участников движения извратили его цели. Разумеется, такое положение вещей в районах, прилегающих к границам среднеазиатских советских республик, не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны советского руководства. Следует учитывать, что к моменту рассматриваемых событий экономические и политические интересы Советского Союза в Синьцзяне приобрели исключительный характер. Между тем, приведенные выше данные свидетельствовали о том, что разразившееся восстание грозило серьезно осложнить позиции Советского Союза в провинции, а то и вовсе нарушить сложившиеся здесь политические приоритеты. В этих условиях государственные интересы СССР требовали от его лидеров поддержки провинциального правительства для того, чтобы с его помощью сохранить свое присутствие в Синьцзяне. Исходя из этого, Советский Союз предпринял ряд мер экономического и военного характера, которые помогли провинциальным властям одержать победу над повстанцами. В частности, си властям Синьцзяна было продано оружие и оказана материально- техническая помощь. А в ноябре 1933 года сюда была переброшена так называемая "Алтайская добровольческая армия", сформированная из частей Красной Армии. Вопросы, связанные с переброской "Алтайской добровольческой армии" на территорию провинции были согласованы как с провинциальным, так и с центральным правительствами Китая. В частности, было оговорено, что сразу после завершения намеченных операций части этой "армии" немедленно возвращаются к местам своей дислокации.
Тем не менее, в правящих кругах большинства западных стран и Японии ввод советских войск на территорию Синьцзяна стал рассматриваться как начало аннексии Советским Союзом этой части Китая. При этом в средствах массовой информации выражалась твердая уверенность в том, что отныне СССР сохранит свое военное присутствие в этом регионе. Однако сегодня в нашем распоряжении есть документ, позволяющий со всей определенностью говорить о том, что советское правительство было намерено твердо выполнять все обязательства, связанные с вводом частей Красной Армии в Синьцзян, в том числе и сроки их вывода.
Основная часть операции по разгрому последних очагов восстания и, в частности, войск дунганского генерала Ма Чжунина была завершена к началу апреля 1934 года. А уже 15 апреля на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) был рассмотрен вопрос "О Синьцзяне" и принято решение о немедленном выводе советских войск с территории провинции. При этом члены Политбюро не сочли нужным удовлетворить просьбу губернатора Синьцзяна Шен Шицая о переносе сроков вывода на более позднее время.
Из приведенного документа следует, что советское руководство не имело ни планов сохранения своего военного присутствия в провинции, ни, тем более, её аннексии. Вопрос оставления в Синьцзяне небольшого кавалерийского отряда, численностью в 350 человек и группы инструкторов из 50 человек возник в самый последний момент проводимой операции и был положительно решен только после неоднократных и весьма настойчивых просьб губернатора Шен Шицая. Однако даже это решение было регламентировано сроками пребывания советских военнослужащих на территории провинции от 6 месяцев и до 1 года.
Во второй половине 30-х годов формула военного присутствия СССР в Синьцзяне и советско-китайские отношения в целом претерпели определенные изменения. Эти изменения были следствием целого ряда внутриполитических и международных обстоятельств и были закреплены соответстующими двусторонними договоренностями.

Текст документа приводится по протоколу заседания
Политбюро ЦК ВКП(б) № 5, П. 54/36 от 15 апреля 1934 года.

О Синьцзяне

1. Через т.т. Апресова и Кручинкина поставить дубаня в известность, что мы, оставаясь верными своей точке зрения, считаем нецелесообразным дальнейшее пребывание алтайцев в Синьцзяне. Однако, учитывая настойчивую просьбу дубаня и его желание в кратчайший срок закрепить результаты победы, лишив Ма Чжу-Ина возможности обосноваться в районе Аксу-Уч-Турфан, мы согласны оставить в Синьцзяне на срок 3-4 месяца конную группу алтайцев с батареей, общей численностью в 350 человек, с целью прочного закрепления за провинциальным правительством районов Аксу и Уч-Турфан и создания, таким образом, барьера против попыток дунганских групп проникнуть из Кашгарского района в северный Синьцзян.
Во всей остальной части приказ о выводе алтайцев в установленный срок (1-10 апреля) остается в силе, причем алтайцы (за исключением оставляемого отряда) должны покинуть район Урумчи и выйти за Манас не позже 7-8 апреля.
2. Поручить т.т. Апресову и Кручинкину разъяснить дубаню необходимость немедленно приступить к организации собственных вполне боеспособных и сколоченных войсковых частей с использованием оставляемых нами в распоряжении Урумчинского правительства кадров технических специалистов и материальной части; одновременно обеспечить тщательный отбор лояльных элементов и установление дисциплины в русских частях. Указать дубаню, что он, используя оставляемых ему инструкторов и материальную часть, имеет полную возможность создать крепкую боеспособную армию.
3. В соответствии с оставляемой дубаню материальной частью и расчетом инструкторского кадра, необходимого для подготовки специалистов, мы можем оставить в распоряжении дубаня сроком от 6 месяцев до 1 года:
а) летчиков, летнабов и механиков - 8 человек;
б) водителей бронемашин и командиров башен - 18 человек;
в) артиллеристов - 6 человек;
г) пулеметчиков - 3 человека;
д) общевойсковых командиров (младших и средних) - 15 человек;
Всего - 50 человек.
4. Оставить в распоряжении Урумчинского правительства начсостав и бойцов кав.отряда на следующих основаниях:
а) инструкторский состав зачисляется на службу Урумчинского правительства на основании специально заключаемых индивидуальных договоров с каждым инструктором;
б) кавгруппа алтайцев оставляется, как отдельное войсковое соединение маскируемое под "русский кавполк из белоэмигрантов" с присвоением личному составу соответствующих "чинов", знаков различия и т.п.
Оставляемый отряд алтайцев поступает на полное материальное обеспечение Урумчинского правительства. Поручить т.т. Апресову и Кручинкину, исходя из конкретных условий и возможностей, определить размеры содержания личного состава алтайского отряда и оплаты инструкторского состава.
5. За семьями оставляемых в Синьцзяне, как инструкторов, так и начсостава алтайского отряда полностью сохранить: оклад содержания, красноармейский паек, а также ныне занимаемую жилплощадь. Семьям, не имеющим жилплощади, обеспечить таковую вне всякой очереди. Разрешить проезд в Синьцзян исключительно семьям инструкторов, кои желают отправиться к своим главам.
6. Считая операцию в Синьцзяне успешно завершенной, полагать необходимым отметить наградами личный состав частей участвовавших в операции, выдав:
- бойцам - по 300 руб. каждому;
- мл. командирам - по 500 руб. каждому;
- ср., ст., высшему нач. составу - по двухмесячному окладу.
Особенно отличившихся бойцов и командиров представить к награждению орденами "Красного Знамени" и "Красной Звезды".
7. Дубаню Шень-Ши-Цай и еще трем членам правительства послать из Москвы ценные подарки. Одновременно послать подарок и т. Апресову.
8. В связи с настоятельными просьбами дубаня разрешить получение наградных денег, предназначенных алтайцам, Урумчинским правительством.

Выписки посланы т.т. Ворошилову, Сокольникову, Ягода.

Примечания:

1. Апресов в этот период являлся Генеральным консулом СССР в Синьцзяне, Кручинкин - советником при губернаторе Синьцзяна, генерале Шен Шицае; дубань - губернатор провинции.
2. На службе провинциального правительства Синьцзяна находились подразделения, сформированные из бывших белогвардейцев, ушедших на территорию Китая после разгрома армии адмирала Колчака. В период национально-освободительного восстания мусульманских народов Синьцзяна, эти части явились основной опорой правительства в борьбе с повстанцами.
3. В настоящее время документ хранится в Российском центре хранения и изучения документов новейшего времени (РЦХИДНИ). Фонд 17. Оп. 162. Д. 16. Л. 32-33.

  Назад На начало страницы На главную страницу