Назад На главную страницу
 

 


Возрождение православия в Киргизии
Современность

В последнее десятилетие все мы наблюдаем и не вооруженным наукой глазом всеобщее оживление религиозной жизни. Некоторые по-журналистски восторгаются - возрождается духовность! Некоторые скептически усмехаются - стало дозволенно, стало модно. Но мы как ученые должны попытаться разобраться в этом культурном феномене по возможности без эмоций и насколько в наших силах терминологически точно.
Возрождение православия - часть этого процесса. И для того, чтобы наш разговор о православии в Киргизии был обоснованным, надо сказать, какое "возрождение" мы обсуждать сейчас не будем. Мы не будем говорить о возрождении православной духовности. Понятие духовности - очень расплывчатое, очень неопределенное. Это - не научный термин, им нельзя оперировать, нельзя говорить о духовности "вообще". Кстати, люди религиозные очень точно это знают. Только журналисты и атеисты могут в одну кучу валить иеговистов, экстрасенсов, пользующихся мусульманскими или христианскими терминами, жестами и атрибутами, адвентистов и кришнаитов или говорить о христианстве "вообще". Сами представители разных конфессий по большей части очень хорошо понимают, что их учение, молитвы и обряды принципиально отличаются от всех остальных (как правильные от неправильных). Нельзя изучать духовность вообще или какую-нибудь религию, игнорируя те специфические черты, которые ей присущи. Также невозможен сколько-нибудь научный разговор и о православной духовности.
Сразу скажу, что я не знаю, возрождается ли сейчас православная духовность, или она убывает, или, может быть, видоизменяется У науки нет никаких средств, приемов, чтобы отследить состояние духовности, даже если мы и определили ее конфессиональную принадлежность. Грубо говоря, мы не можем ее измерить. Когда в России православная духовность была выше, или сильнее? В 19 веке или в 20-30 годы 20-го? Казалось, бы в 19-ом, особенно во второй половине - активно строились монастыри, храмы, велась активная миссионерская деятельность среди северных и алтайских народов, возникали новые епархии, например, у нас, в Центральной Азии. А довоенный Советский Союз - разрушение храмов, разгромы монастырей, расстрелы священнослужителей и простых верующих - т.е. воинствующее безбожие, отпадение от православной веры огромного числа людей, которые до революции называли себя православными. Но 19-ый век заканчивается революцией, а 20-ый - современным возрождением религиозности.
Во всяком случае ясно, что ни количество храмов, ни количество людей, считающих себя верующими, ни количество разговоров в прессе о религии и духовности, (т. е. никакая статистика) не являются показателем возрождения христианства. А что же мы можем изучать? Мы попробуем рассмотреть конкретные формы, в которых проявляет себя православная вера в культуре Киргизии сегодня - вероучение, богослужение, организацию приходской жизни, современные храмы, изобразительное искусство, пение. Мы можем сопоставить их с аналогичными явлениями прошлого (разных периодов) и попытаться выяснить, что же возрождается (и возрождается ли вообще) сегодня за церковными стенами.
Богослужение и вероучение - наиболее стабильные элементы Восточно-Христианской Церкви (составной частью которой являются киргизские православные приходы). Потому она и называется православной, или ортодоксальной, что каноны, догматы, правила принципиально не меняются со времени Семи Вселенских Соборов, то есть больше тысячи лет, и являются общими для всех поместных церквей. Церкви в Киргизии сохраняют верность догматам, или, как говорят сами верующие, чистоту православия. Нигде мы не встречали фактов изменения вероучительных догматов, известий об уступках католичеству или протестантизму. Об этом можно было бы и не упоминать, если бы в некоторых странах ближнего зарубежья, где культура вообще и православие в частности находятся в аналогичных условиях, не было бы более вольного обращения с канонами. В ближайшей к нам Алмате происходили запрещенные церковными канонами совместные молитвы православных с католиками. То же самое - в Петербурге, Новосибирске. Нет в приходах Киргизии и обновленчества - той жажды к изменениям вероучения, обрядов и ритуалов, которая охватила некоторые приходы в России. Возрождение православной жизни лидерами этого движения (Георгий Кочетков, Александр Борисов) понимается как необходимость перерождения, преобразования существующей Церкви в соответствии с их представлениями о Церкви первоначальной, первых веков христианства. Это движение в духе протестантизма и сектантства сопровождается обычно требованием перевода богослужения на русский язык, новыми принципами организации приходской жизни, принижением значения церковной иерархии и даже новациями в догматической части вероучения. С притоком в православные храмы молодежи и интеллигенции, можно было бы ожидать подобных изменений, но у нас этого не произошло. В Киргизии богослужение, как и прежде совершается на церковно-славянском языке, на этом же языке исполняются песнопения и все общецерковные и домашние молитвы.
Верные догматам и канонам православные церкви никогда не были безликими, похожими друг на друга. Есть индивидуальные черты и у киргизских приходов. Здесь строй богослужения, как он вырисовывается сейчас, более похож на украинский, чем на русский. И в новых, и в старых приходах восстанавливается украинская манера общего пения всех прихожан во время богослужения. В России не распространенно так называемое общенародное пение в храме, во многих московских церквях, например, даже то, что по уставу положено пропевать всем присутствующим в храме, исполняют только певчие. В Киргизии обычно, как только замолкает профессиональный хор, за которым трудно подпевать, сразу же весь храм начинает петь. Причина этого явления очевидна - большое число выходцев с Украины среди прихожан.
Во всех храмах поют обычно одним клиросом (хором). Исключение составляет Бишкекский Воскресенский собор, где есть два хора, что связано с финансовым положением храма, как это было и в XIX, и в XX веке. Верхний хор (т. н."правый клирос") составлен из профессиональных не обязательно православных певцов. Эта традиция приглашения вокалистов особо развилась в городских храмах за время советской власти. Прихожан было мало, выбирать на клирос было не из кого. Для этих певцов церковные песнопения - набор арий, в их репертуаре преобладает нотное ("партесное") пение, т.е. произведения русских композиторов 19 века. Но теперь, с увеличением числа прихожан, из которых можно составить хорошие приходские хоры, ярко раскрываются возможности более древней, средневековой, манеры "гласового" пения. Православные хоры Киргизии при исполнении отдельных молитв возрождают старинные монастырские распевы не только русские, но и греческие. Трудно, однако, сказать, какому стилю отдается сейчас предпочтение. Скорее всего стилю 18-19 веков как более эмоциональному, экспрессивному, презентативному. Пышные, технически сложные песнопения профессиональных композиторов вызывают одобрение и у простых верующих, и у представителей церковной иерархии. Именно их чаще всего выбирают для торжественных случаев и концертов. Напомним, что в средние века такое "оперное" пение, с сильным повышением голоса, с многократным повторением одних и тех же слов повсеместно осуждалось как "страстное", мирское, не подходящее церковной службе.
Итак, в вероучении, богослужении, и в хоровом пении значительных изменений не произошло. Только одна часть богослужения за последние десять лет существенно изменилась. Это - церковная проповедь. При советской власти проповеди фактически были упразднены. Дело в том, что в храме всегда находились люди, наблюдающие за лояльностью священника. Именно неосторожно сказанные или превратно истолкованные слова во время проповеди могли стать и становились поводом к заключению или увольнению священника. С исчезновением государственного вмешательства в дела религии, проповедь повсюду возрождается. Читают ее священники на русском языке, чаще всего она представляет собой толкование текстов Священного Писания, пересказ Жития Святых, объяснение смысла христианских праздников, перечисление и описание грехов, размышление о современных событиях. Формы - самые различные: и "чтение по бумажке", и вольный, спонтанный разговор, и речь, построенная по всем правилам ораторского искусства (по-церковному - гомилетики), - здесь нет никаких строгих правил - дело вкуса и способностей священника. В Балыкчанском храме мы встретили крайне редкую и сейчас, и в 19 веке проповедь, произносимую не священником, а пономарем. В раннее средневековье, особенно в Византии такая форма проповеди - дьяконами, пономарями или другими членами клира - была обычным явлением.
Из возрожденных в последнее время обрядов следует особо сказать о крестных ходах с чудотворными иконами. До революции в России повсюду, где имелись почитаемые иконы, совершались крестные ходы. Носили их по городу, или из села в село, или из монастыря в город, заносили в дома, в разные храмы, оставляли там на некоторое время. Эта форма иконопочитания возрождается сейчас в нашей республике личными усилиями правящего ныне архиерея. Владыка Владимир примерно раз в год провозит Иссык-кульскую икону Тихвинской Божией Матери по всем приходам Киргизии. Был совершен крестный ход (объезд) вокруг Иссык-Куля, на самолете икона летала на юг Киргизии. Во всех храмах икона оставляется на некоторое время для поклонения верующих. Но такой традиционный обряд, как "приглашение" чудотворной иконы в дома прихожан для совершения молебна нами не зафиксирован.
Возрождаются многие обряды, связанные с церковными праздниками. В каждом храме стали устраивать рождественские елки для детей с раздачей подарков. Раньше такие утренники были недопустимы как форма церковной агитации. Кстати, советские законы запрещали священникам и монахам ношение вне церкви положенного облачения, которое тоже расценивалось как средство клерикальной пропаганды. И до сих пор в Киргизии священники чаще всего переодеваются в обычную мирскую одежду, когда выходят за церковную ограду, кроме тех случаев, когда они являются в общественных местах в качестве представителей Церкви или отправляются на требы в дома верующих.
Восстанавливается обычай пышно отмечать храмовые праздники, как бы именины храма. Целые делегации собираются в поездку то в Кара-Балты, то в Новопокровку, то в Кант, чтобы помолиться в храме в тот день, когда Церковь отмечает память святого, имя которого носит храм. Некоторые храмы очень радушно принимают гостей - устраивают общее застолье, оставляют ночевать. Здесь мы встречаемся с формой современного паломничества, отзвуком широко распространенного в дореволюционной Руси паломничества по святым местам. Тогда также во многих монастырях кормили паломников, предоставляли им место для жилья. Кроме этого совершаются также индивидуальные поездки в монастыри (Карагандинский, российские) или в другой город Киргизии к опытному священнику за духовной помощью. Эта форма паломничества никогда не исчезала.
Самые существенные изменения произошли в организации приходской жизни. Сейчас повсюду восстановлен принцип единоначалия, издревле присущий православной церкви, но нарушенный советской властью. Для умаления авторитета священника и активного вмешательства во внутрицерковные дела при Хрущеве были организованы "двадцатки", то есть правомочные советы прихожан - "активистов" в церковной жизни. Естественно, что люди, настроенные на каноническое послушание священнику, туда вряд ли могли попасть. И, конечно же, не из глубоко верующих людей уполномоченный выбирал казначея и старосту, заведовавших церковными средствами и всеми хозяйственными делами. Сейчас приходской совет сохраняется лишь формально. Настоятель храма стал полновластным хозяином на приходе, подчиняется он только правящему архиерею. От настоятеля храма и только от него зависит теперь церковное строительство, благотворительность, все устройство прихода.
В качестве примера возьмем храм Ксении Петербуржской в Балыкчи, первый православный храм в этом городе. Благословленная на строительство одновременно с еще не существующим храмом св. Владимира в Бишкеке, эта церковь построена уже несколько лет назад, расписана, освящена и активно действует, несмотря на то, что количество постоянных прихожан не превышает и сотни человек. Протоиерей Валентин (Никонов), строитель в прошлом, сам сделал проект, сам ищет средства, покупает земли и дома рядом с храмом, строит гостиницу для паломников. Замечательна здесь не столько скорость строительства при крайне ограниченных средствах, но и его качество. Храм Св. Ксении - уникальное архитектурное произведение, формы которого ориентированы на лучшие древние образцы. Кирпичный бесстолпный крестово-купольный храм, небольшой по площади, но высокий и потому величественный и элегантный одновременно, буквально воспроизводит все элементы традиционной для средневекового православного зодчества схемы. Так не строили уже в 16 веке даже на Руси. Открытая, не оштукатуренная кирпичная кладка, узкие, высокие окна и, особенно, большой, идеальной формы, покоящийся на парусах купол (в интерьере), отсылают нас к лучшим образцам византийской и древнерусской архитектуры 11-12 веков. Единственным нарушением чистоты стиля можно назвать венчающие церковь небольшие ложные купола на узких барабанах. Образцом для них послужили, скорее всего, маковки русских церквей 17 века.
По сравнению с храмом в г. Балыкчи, административное здание епархиального управления и Алексеевский придел Воскресенского собора в г. Бишкеке, построенные по проектам Нижурина, оставляют впечатление большой эклектичности. Современные легкие, нарядные и богатые бишкекские церковные здания ни конструктивно, ни функционально не соответствуют требованиям православного зодчества, лишь чисто внешне, в декоре, намекают на какой-то расплывчатый "русский стиль". Они также далеки от строгой, эмоционально собранной, скупой на выразительные средства восточно-христианской архитектуры как светское партесное пение профессиональных вокалистов от древних монастырских распевов. Как и в случае с нотным пением, проектам светского профессионального архитектора отдается предпочтение при строительстве столичных, имеющих презентативное значение, храмов.
Так же, как и всегда, современные храмы киргизских приходов расписываются и украшаются иконами. Восстановленные и вновь построенные церкви требуют живописного убранства, которое чаще всего собирается из весьма разнообразных источников - подаренные старые (19- н. 20 века) иконы, печатные иконы советского периода и современные, писанные на заказ современными художниками и иконописцами. Здесь, может быть отчетливее всего, сказывается стремление православной культуры к подражанию древнейшим образцам. В 18-19 веках и при советской власти храмы, особенно городские, украшались как правило не иконами, а картинами на религиозные сюжеты, даже иконостасы выполнялись в реалистической манере. Так расписан, например, Воскресенский бишкекский собор. Сейчас повсюду, и в России, и в Киргизии, идет активное возрождение приемов и стилистики средневековой иконописи, или, "рублевского стиля" как неточно определяют это направление сами наши православные художники. И если среди домашних икон все более преобладает печатная продукция разного качества местного и российского производства, то в храмах предпочтение явно отдается писанным иконам. Покровский собор г.Кант наиболее точно воспроизводит не только стилистику, но и целостную схему традиционного иконописного убранства православного храма. Росписи, выполненные разными художниками за последние десятилетия, демонстрируют последовательный отказ иконописцев от "картинности". Самые ранние работы (к. 70-х гг.) выполнены маслом и еще не связаны с архитектурными формами, отделены рамками на манер светской живописи ("Св. Троица" в куполе). Последние иконы (в алтаре) выполнены клеевыми красками, в технике, более свойственной для церковной живописи, они тесно связаны со стеной, покрывая ее на подобии ковра, как это и было принято в средневековых храмах.
Наиболее ярко движение церковного искусства к возрождению старинной манеры письма демонстрирует запрестольный образ Спасителя из Алексеевского придела Воскресенского собора. Написанный в 1999 г. профессиональным живописцем на холсте, он был исправлен темперой прямо по маслу другим иконописцем, добивавшимся большей иконности лика. Третий художник изменил колорит риз и фона. В результате, как ни странно, получилось прекрасное целостное произведение искусства. Мы сталкиваемся здесь с почти средневековым принципом самой организации художественного процесса - коллективного, анонимного, ориентированного не на проявление творческого индивидуализма, а на точное следование освященным традицией образцам.
Подводя итог нашим наблюдениям над некоторыми процессами, происходящими в православной культуре Киргизии, скажем, что несомненно происходит возрождение, то есть восстановление многих форм приходской жизни и церковного искусства. В основном можно заметить сосуществование двух традиций - 19 века, тянущейся через советское время, и возрождаемой средневековой. Эти процессы происходят сейчас во многих приходах Русской Православной Церкви Московского патриархата. Специфической особенностью киргизских приходов можно назвать мягкие формы этого взаимодействия, не доходящие до резких конфликтов, откровенного противоборства. Напомним опять, что в аналогичной ситуации некоторые приходы других стран оказываются и в состоянии раскола, и на грани сектантства. У нас же православная паства, сохраняя догматическую чистоту и каноническое подчинение церковной иерархии, пытается возрождать древние обряды и традиционное искусство, наиболее точно выражающие дух ортодоксального христианства.

 

 
 
to1styi@narod.ru
Назад На начало страницы На главную страницу