Религии

Дмитрий Пирогов
http://www.russ.ru/politics/20020221-dpir.html



Устоит ли разделившийся дом?

К истории церковного раскола на Украине

Раскол в религиозной жизни Украины, который, по мнению большинства наблюдателей, во многом носит откровенно политический характер, сегодня переходит в новую стадию. Болезненный процесс разделения приходов между новоявленными "патриархами" и "митрополитами", нередко сопровождавшийся грубым насилием над пастырями и паствой "оккупантской московской церкви", в основном подошел к концу. Передел церковной собственности, проходивший неменее жестко, чем передел собственности государственной, в итоге привел к появлению на духовной ниве страны нескольких самостоятельных и противоборствующих клерикальных структур. Сегодня перед руководством страны стоит задача объединения православных церквей в самостоятельную структуру,имеющую шанс на каноническое признание со стороны Вселенского православия.
Некогда единое каноническое пространство Украинской православной церквиМосковского патриархата (УПЦ МП) оказалась раздроблено по территориальному, национальному и догматическому признакам. В качестве промежуточного результата реализованной "свободы совести" на Украине, можно отметить возникновение наряду с "московским" православием двух доморощенных ортодоксальных образований: "Украинской православной церкви Киевскогопатриархата" (УПЦ КП) и "Украинской автокефальной православной церкви"(УАПЦ). В западных районах страны решительно действует римская католическая церковь, создавая приходы, ориентированные в основном на польское нацменьшинство. Украинская Греко-католическая Церковь, исповедующая католическую догматику в обрамлении восточного обряда, активно восстанавливает собственные структуры в западных районах страны. В результате на сегодняшний день греко-католики заняли более 3000 приходов УПЦМП и большую часть польских римско-католических костелов в Галиции. УАПЦ и УПЦ! КП, соответственно, забрали 600 и 2000 приходов. УПЦ МП сохранила около 8000 приходов на юге и востоке страны. Римско-католики сегодня имеют 800 приходов в центральных областях - Хмельницкой, Винницкой, Житомирской. Кроме того, украинской религиозной смутой поспешили воспользоваться наиболее агрессивные сектантские течения. По некоторым данным за несколько лет в числе всевозможных "свидетелей Иеговы", "адвентистов седьмого дня" и "детей преподобного Муна" оказались порядка 28% верующих украинцев.
Создавшееся положение заставляет официальный Киев искать приемлемые пути выхода из острейшего конфессионального и клерикального кризиса, расколовшего страну на несколько противоборствующих лагерей. Руководство независимого государства предпринимает серьезные усилия по созданию единой национальной православной церкви, каноничность которой будет признана другими поместными православными церквями. По словам президента Кучмы, "единство Церкви, активная деятельная и ответственная ее позиция цементируют нацию, укрепляют государство и политическую стабильность, содействуют духовному развитию общества. Под таким углом зрения все мы должны рассматривать в высшей мере актуальную проблему объединения украинского православия. Создание поместной Православной Церкви - не самоцель. Это единственный путь к повышению той роли, которую играют и должны играть в нашем бытии вера и религия". В 2000 году Леонид Кучма обратился к Архиерейскому Собору РПЦ с просьбой о даровании автокефалии УПЦ МП. !Однако, учитывая сложившиеся реалии, российские иерархи сочли уместным ограничится предоставлением Украинской православной церкви максимально возможной автономии с сохранением формальной принадлежности к Московскомупатриархату. Таким образом, знамя борьбы за религиозную независимость,естественно, перешло в руки раскольничьих церквей, готовых к самым решительным действиям для достижения поставленных целей.
Первый православный приход на Украине объявил о выходе из юрисдикции Московской Патриархии еще в 1989 году, когда атмосфера "перестройки и гласности" начинала плавно перетекать в открытое противостояние коммунистической идеологии. Это была Петропавловская община во Львове, перешедшая под протекторат Украинской Автокефальной Православной Церкви. Ужек 1991 году число раскольничьих приходов достигало порядка двух тысяч. Вслед за УАПЦ свою деятельность развернула самопровозглашенная Украинская православная церковь Киевского патриархата, возглавляемая ныне анафематствованным Михаилом Денисенко. Именно эти две "церкви" сегодня безуспешно пытаются предстать в образе объединителей украинского православия.
Между тем самое активное участие в религиозной жизни Украины принимает римский католицизм, стремящийся выйти за рамки "своих" территорий, расположенных на западе страны. Весьма примечательным в этом отношении предстает прибытие на Украину Иоанна Павла II, состоявшееся 21 июня 2000года. Предстоятель католической церкви посетил страну в качестве главы государства Ватикан, что лишний раз подчеркивает политический характер визита. Любопытно, что в этой поездке Папу сопровождал Збигнев Бжезинский -известный как сторонник раздробления России на несколько "независимых"государств. Инициаторами приглашения Папы на Украину выступили политические силы совершенно определенного толка, идеологические корни которых происходят из униатской Галиции: это Рух, Конгресс украинских националистов,Черновил-младший, вице-премьер Николай Жулинский, называемый на Украине не иначе, как главным "дерусификатором".
Несмотря на то, что сторонники папского визита представляют себя защитниками европейских ценностей, политической толерантности и прав человека, их конкретные действия по отношению к инакомыслящим и инакоговорящим носят откровенно агрессивный характер. Взять хотя бы целый ряд юридических актов Правительства Украины, направленных на фактическое выдавливание русского языка, политику искоренения русских школ и образования, особенно на западе Украины, непризнание самобытности семисоттысячного карпаторусского народа - русинов. В сегодняшнем противостоянии властей и оппозиции на Украине эти силы, за малым исключением, - ниспровергатели президента Леонида Кучмы и, без всякого исключения, - борцы против влияния России, русского языка, единой православной веры.
Впрочем, Римская католическая Церковь, во главе с Иоанном Павлом II, вполне разделяет подобные взгляды своих союзников. Актом всемерной поддержки наиболее радикальных русофобов выглядело приснопамятное награждение мэра Львова католическим орденом. При этом Папу не смутило то, что его духовные чада к тому времени насильственно захватили все православные приходы города, оставив сотни тысяч верующих фактически без молитвенных помещений.
Таким образом, поощряя развитие украинского конфессионального раскола, Ватикан представляет собой своеобразный политический таран, призванный решительно сокрушить на Украине любые проявления "восточной ментальности", основанные на Православной вере. Искоренение тех религиозных систем, которые выступают оппонентами католицизма и протестантизма, неслучайно занимает важнейшее место в планах западных политиков, в том числе и официального Ватикана. В этом контексте вполне закономерны те активные усилия, которые предпринимает Запад, в лице Папы, для подрыва влияния православия на Украине, поскольку многие идейные и духовные основы канонического православия мало совместимы с западными ценностями и даже находятся в непримиримом противоречии с ними. Не случайно сегодня весьма распространено мнение, что наступившее столетие будет веком столкновения не идеологий, а культур и религий. Поэтому Запад заблаговременно занимает агрессивные позиции по отношению к религиям и церквям, которые он считает враждебными себе. И первым в этом списке "врагов", безусловно,стоит православие - доминирующая религия Восточной Европы.

 

Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine