Назад На главную страницу

 

5 и 6 ноября в Бишкеке проходила международная конференция «Ислам в общественно-политической жизни Центральной Азии». Организовали конференцию Московский Центр Карнеги и общественное объединение «Журналисты». Здесь за круглым столом встретились представители науки (политологи, исламисты, культурологи), духовенства, силовых ведомств и государственных структур. Вел конференцию член научного совета Московского Центра Карнеги, доктор исторических наук, профессор, зав. сектором в Институте востоковедения РАН Алексей Малашенко.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ.
Список участников и темы докладов.

Ильязбек Назарбеков - зам. муфтия КР.
Доклад «Ислам поддерживает мир»

Сабит Джусупов – президент Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования.
Доклад «Ислам в общественно-политической жизни Казахстана»
"Терракты в США: причины и следствия"

Искандар Асадуллаев – директор Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан.
Доклад «Ислам в общественно-политической жизни Таджикистана»

Омурбек Эгембердиев – нач. отдела по связям с общественными формированиями МВД КР, полковник милиции.
Доклад «Роль Кыргызстана в недопущении глобализации конфликта в Центральной Азии»

Талант Раззаков – зам. начальника управления по борьбе с терроризмом СНБ КР, полковник.
Доклад «Специфика проявления терроризма и экстремизма в Кыргызстане»

Бакыт Дуйшегулов – зам. руководителя Оперативной группы по Центральноазиатскому региону Антитеррористического Центра СНГ, майор.
Доклад «Перспективы противостояния терроризму и экстремизму (опыт работы Антитеррористического Центра в Центральной Азии)

Елена Яркова – кандидат философских наук, культуролог.
Доклад «Социокультурные аспекты современного терроризма»

Омурзак Мамаюсупов – председатель Госкомиссии по делам религий при Правительстве КР
Доклад «О проблемах деятельности религиозных учебных заведений в КР»

Темир Жоробеков – декан теологического факультета Ошского Госуниверситета
Доклад «Проблемы высшего исламского образования в КР»

Фаваз Аль-Дахир – декан кыргызско-арабского факультета Кыргызского университета строительства, транспорта и архитектуры

Доклад «Об опыте работы кыргызско-арабского факультета в Бишкеке»

Орозов Дильмурат ажы – казы мусульман Жалал-Абадской области Кыргызстана
Доклад «Роль и место ислама в общественно-политической жизни южной области Кыргызстана

Касымов Рахматулла ажы – имам мечети Аль-Аля (г.Ош)
Доклад "Ислам в общественно-политической жизни г.Ош"

Султанбек Акматалиев – имам мечети Аль-Бухари (г.Ош)
Доклад «Опыт противостояния партии Хизбут-ат-тахрир на юге Кыргызстана»

Бахтияр Бабаджанов – зав. Отделом исламоведения Института востоковедения АНУ, доктор исторических наук
Доклад «Ислам в общественно-политической жизни Узбекистана»

Александр Алянчиков – зав. Кафедрой ЮНЕСКО мировых культур и религий Кыргызско-Российского Славянского университета
Доклад «Современное восприятие ислама и проблемы терроризма»

Марат Талиев – исследователь-политолог
Доклад «положительные и отрицательные факторы влияния ислама на общественно-политическое сознание граждан Кыргызстана»

Джумамедиль Иманкулов – директор научно-исследовательского проектного бюро «Кыргызреставрация», кандидат архитектуры.
Доклад «Архитектура ислама как средство межкультурного диалога в Центральной Азии»

 

Часть докладов, прозвучавших на конференции, вы можете прочитать на нашем сайте. Московский Центр Карнеги планирует выпустить полный сборник материалов конференции.
А пока вашему вниманию небольшой блиц-опрос среди участников встречи. Мы попросили их ответить на такой вопрос:
«Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития ислама в центральноазиатском регионе?»


Алексей Малашенко – членнаучного совета Московского Центра Карнеги, доктор исторических наук, профессор, зав. Сектором в Институте востоковедения РАН. Автор книги «Исламское возрождение в современной России».

-Я думаю, что первая тенденция – это радикализация определенной части населения, это поиск исламской альтернативы нынешнему обществу. Вторая тенденция, так ее назовем, приватизация ислама государством и попытки использовать его с инструментальными целями. И третья тенденция, я бы сказал самая гуманная, это исламское просвещение, которое, не смотря на все издержки, все-таки идет. Это позитивный процесс.

Сабит Джусупов – президент Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования.

-Сегодня на конференции мы говорим фактически о политическом исламе. Этот термин часто не употребляется – мой коллега из Таджикистана сказал единственный раз, все остальные об этом не говорят. А я считаю, что речь идет о политическом исламе. Есть определенный порог насыщения. Допустим в Казахстане, количество верующих уже стабилизировалось: где-то после 99-го года рост численности верующих мусульман остановился. Я думаю то же самое по всем республикам. И динамика возможна только в одном случае – это политический ислам. То есть радикалистские формы. А радикалистские формы все ратуют за социальную справедливость. Я лично поддерживаю этот тезис однозначно и считаю, что дилемма здесь очень проста – либо руководство наших стран делает что-то, чтобы поднять уровень жизни населения и тем самым снижает значимость политизации ислама. То есть ислам не будет политизирован. В противном случае они сами подтолкнут… И я опасаюсь что возможен как раз-таки второй вариант.

Бахтияр Бабаджанов – зав. Отделом исламоведения Института востоковедения АНУ, доктор исторических наук.

-Ну, для начала скажу, что ислам все-таки останется. Это нормально. Я бы, конечно, очень не хотел, чтобы так было, но у меня все-таки складывается впечатление, что с политическим исламом мы будем продолжать иметь дело. Не важно, с какой его формой, но это будет, я боюсь. И здесь очень важно, чтобы политики это понимали и более или менее взвешенно проводили политику по отношению к религии. И не важно к какой. Кстати, я, когда говорю о политической религии и о политическом исламе, я имею в виду не обязательно (только) радикалов. Когда выражаются политические позиции через догматические установки, это тоже нормально и надо с этим хотя бы смириться. И иметь это в виду. Иначе просто мы сделаем огромную ошибку. Дело вот в чем. Если некая группа станет (по Максу Веберу) не эксклюзивна (открыта), а инклюзивна (закрыта), т.е. она будет сама в себе, вот это и есть первый шаг к экстремизму, радикализму, к всяким прочим измам. Вот этого надо избегать. По крайней мере с теми группами, о которых я говорил в своем выступлении). Я классифицировал эти группы и большая часть из них неполитизирована и объединяется на основе каких-то философских идей (например движение Nursiya). Формально все они одну религию исповедуют, но подход - политический и прочий - может быть разный. Понятно, что это развитие может привести к некой структурализации, будет борьба за власть и рано или поздно они придут к политической идее – это тоже неизбежно. У нас огромное количество населения вот такое и с ними надо работать как-то. С ними надо жить. Эти новоявленные группы относительно новы. Конечно, они в истории были, но на современном этапе это новое движение и думаю, что оно будет иметь перспективу, как бы на них не давили, арестовывали и т.д…

Искандар Асадуллаев – директор Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан.

-Я думаю, что основные тенденции ислама были определены еще 1400 лет назад. И чуть позже, когда ислам распространился в Центральной Азии . наш народ всегда находился в исламе, всегда придерживался ислама. И я думаю, что здесь не может быть какого-то развития в духе Европейской научно-технической революции. Я думаю что мы живем по исламскому образу жизни – кто-то фундаменталистски, кто-то умеренно, но мы придерживаемя этого мировоззрения и я не вижу другой перспективы. Мы живем в исламе. Ислам – он будет также дальше продолжаться вместе с нашими народами, нашими странами. И я не думаю, что появится какая-то другая идеология, которая опять приведет к госатеизму, к какому-то другому варианту вытеснения ислама. Ислам занимает свою ключевую позицию и ничего особого, я думаю, не надо придумывать в этом аспекте.

Фаваз Аль-Дахир – декан кыргызско-арабского факультета Кыргызского университета строительства, транспорта и архитектуры.

Исторически ислам оказывал огромное влияние на Среднюю Азию. Среди ученых-мусульман много выходцев из Средней Азии. Например, имам Бухари выходец из города Бухара, имам Муслим выходец из города Самарканд – они служили исламу и были большими людьми и великими учеными. И сегодня это влияние осталось. Оно выражается во взаимопонимании между людьми, в любви друг к другу , в дружбе семей и т.д. что же касается будущего, то я думаю, что влияние ислама станет еще больше, ислам в Средней Азии будет развиваться. А молодежь Средней Азии может брать пример с великих ученых. Опираясь на их знания, они будут развиваться в любой области науки, потому, что ислам поддерживает науку и прогресс.

 
  Назад На начало страницы На главную страницу