Год трусливого зайца. О событиях на Манежной площади с российским аналитиком Александром Собяниным

Вторник, 21 Декабрь 2010, 20:13 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки:

Год трусливого зайца. О событиях на Манежной площади с российским аналитиком Александром Собяниным беседовала Ботагоз Сейдахметова. Россия не захотела замирять Киргизию, теперь Киргизия сама приходит в Россию. Каков бы ни был процент кавказцев и среднеазиатов в Москве — Москва всегда будет городом русским. // Новое поколение. 16.12.2010.

http://www.np.kz/index.php?newsid=7162

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1292658780

http://www.gazeta.lv/story/16847.html

http://komi-permyak.livejournal.com/21378.html

http://sobiainnen.livejournal.com/23489.html

Ботагоз Сейдахметова

Акция памяти Егора Свиридова с участием футбольных болельщиков в двух главных городах России 11 декабря переросла в массовые беспорядки. Согласно официальной версии, они были спровоцированы участниками радикальных националистических группировок.

По мнению российского аналитика Александра Собянина, руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, — это “спонтанная реакция российского общества на массированное появление огромных масс приезжих”, которая свидетельствует о потере государством управления обществом

— Александр Дмитриевич, у меня ощущение, что так называемая “несанкционированная акция” на Манежной площади Москвы на деле — весьма организованное мероприятие. И тут возникает несколько вопросов: кому выгодна страшилка в духе “Россия для русских”? Не верю, что национализм в России приобрел такие масштабы, то бишь вышел за рамки бытовых разговоров. Ведь в Москве уже не первый год проживает значительная диаспора не только кавказцев, но и также киргизов и узбеков.

— Да, это событие весьма организованное. Неслучайно лидеры “фирм” настоящих, не связанных с “курируемыми” офицерами ГУВД Москвы “фирмами” футбольных фанатов, на месте убийства Свиридова прямо и громко призывали не ехать к Манежной и не участвовать там в избиениях нерусских.

“Россия для русских!” — это не страшилка, это прямое свидетельство реальной потери управления обществом. Не полной, конечно же, но потери. Понятно, что жандармерия и будущие российские полицаи (Госдума РФ одобрила в первом чтении Закон о полиции. — Прим. “НП”) заинтересованы иметь для всяких случаев такой “грязный силовой инструмент”, но в целом они лишь оседлали существующую и вполне живую, спонтанную реакцию российского общества на массированное появление огромных масс приезжих, которые не желают или не могут инкорпорироваться в общекультурное пространство городов России.

Будь то гастарбайтеры из Средней Азии или развязные дагестанцы и чеченцы с российского Северного Кавказа. Я лично хорошо знаком и их уважаю, с рядом идеологических лидеров русского радикального национализма, с рядом идеологических и политических лидеров националистических организаций некоторых республик Поволжья, Урала и Сибири, со своими востоковедами и аналитиками сам участвовал во многих политических партийных и организационных проектах. То есть знаю эту кухню и как аналитик “извне”, и организационно-структурно “изнутри”.

К сожалению, матрицу отношений Российского государства с радикальными организациями выстраивают аналитики, пусть и неплохие, но “бесконечно далекие” от реального знания жизни, как мы с товарищами их называем — “мальчики с ноутбуками”, для кого что чеченец, что якут, что киргиз, что тувинец — все одно “нерусские фишки на виртуальном игровом поле проектной задачи”.

На стадии реализации этого “бесконечно далекого от жизни” представления государство как интерес почти исчезает, остаются денежная и карьерная мотивации.

То есть братки Цапки в станице Кущевской, избиения журналистов и женщин на митингах в защиту Химкинского леса, постоянные обнаружения убитых в Москве и других крупных городах гастарбайтеров, езда на авто по Александровскому саду близ Кремля и беспредел горцев Кавказа в общежитиях вузов, обратная реакция русских горожан и радикальная реакция антифашистов — это все проявления неадекватности государства. Похоже, что под управлением понимают “все и обо всех знать”, а этого вовсе недостаточно для управления социальными и общественными процессами. Управление начинается со знания и с ответственности. Управление обществом — это не “чтобы не взрывалось, не угрожало власти и не рыпалось”, а чтобы жило и расцветало. Назвать сейчас российское общество процветающим — глупость.

Фото: Представление на “Манеже”

Национализм в России есть, есть в России и интернационализм. Пугать возможностью повторения в России “Франции или Германии” не надо. Живое существо любого народа тянется к воспроизводству того, что позволяло достичь успеха в лучшие годы “золотого века”. Для Германии это прусская империя и годы гитлеризма до разгрома в 1944-1945 годах, и немцы явно сейчас быстро дрейфуют снова в национализм и милитаризм. Аналогично можно сказать о наполеоновской и имперской Франции, о Франции Шарля де Голля. То есть опять упор на национализм и националистические ценности. Россия же в периоды русских княжеств, Российской империи и СССР всегда в лучшие годы была интернациональна, всегда в элите нерусских был значительный процент, а население само удерживало бытовой национализм в рамках, не переходящих в прямую агрессию.

И последний момент в вашем вопросе. Националистические настроения всей России, не только в городах-миллионниках, растут из-за беспредела в основном представителей северокавказских национальных диаспор. А убивают в основном узбеков и таджиков. Мне вот утром сегодня позвонили, что на юге Москвы убит киргиз — гастарбайтер из Оша. Но статистически чаще всего убивают узбеков и таджиков. В силу ряда причин они реже всего защищают друг друга и реже других национальностей дают жесткий отпор. То есть “храбрые” фашистствующие гопники ненавидят одних, того же Свиридова убили выходцы из Кабардино-Балкарии, а убивают совсем других — беззащитных среднеазиатов. Казахи с киргизами в этом смысле чаще стоят за себя, достаточно вспомнить те же массовые драки казахов с чеченцами в ряде московских вузов. И последнее. Каков бы ни был процент кавказцев, узбеков, таджиков, киргизов в Москве — Москва была и всегда будет городом русским. Русским по духу, интернациональным по городской культуре. Подавляющее большинство гастарбайтеров в Москве хотят лишь заработка, но вовсе не навязывания своих порядков — в чужой монастырь со своим уставом не лезут.

— Тандем Медведев — Путин довольно популярен в маргинальной российской среде. На той почве, где легче всего произрастают зерна ксенофобии и прочих фобий, связанных с национальным вопросом, так почему именно они не отреагировали соответственно их положению на ситуацию, почему от имени власти говорил только министр внутренних дел?

— Ну, говорить о тандеме можно лишь в политологическом смысле — общество четко разделяет путинский курс и премьер-министра Путина и медведевский курс и президента Медведева. И популярность этих лидеров в большинстве слоев, а вовсе не в маргинальных.

Касательно реакции силовиков… Уверен, что, во-первых, это была обкатка неких нужных кураторам технологий.

Во-вторых, гопников-погромщиков втемную используют как аргумент для предстоящих “оргвыводов” в виде снятия каких-то фигур с постов, ослабления каких-то групп в позиционной “борьбе бульдогов под ковром”, проведению непопулярных поправок в законы или непопулярных законов, того же Закона о полиции, например, для закручивания гаек на конкретных направлениях.

В-третьих, если погромщиков вежливо пропустили в метро избивать нерусских, то еще ранее министр внутренних дел Нургалиев указал на возможного “крайнего” в виде почему-то левых радикалов. Которых ни при убийстве спартаковского фаната Свиридова, ни при погромах на Манежной не было в помине. То есть властям еще не хватает масштабных столкновений фашиствующих гопников с радикальными антифа. Антифа в России — это не куцая, привезенная из-за рубежа оппозиционная “Другая Россия”, а представители вполне успешных горожан с коммунистическими, социалистическими и интернациональными взглядами. Россия не захотела замирять Киргизию, теперь Киргизия сама приходит в Россию, в прямом и переносном смысле, включая нарастающее насилие в городах. В целом власти понимали, что “все под контролем” во время насилия на Манежной, безопасно для них и поэтому были спокойны.

— Да, Александр Дмитриевич, почти одновременно с событиями на Манежной российские телеканалы демонстрировали поющего на английском Путина перед восторженной толпой западных звезд. Эдакая параллельная жизнь. Может, уже началась предвыборная кампания Путина и Медведева? Какие, на Ваш взгляд, вопросы и в каком ключе будут нынешние власти лоббировать или нагнетать, чтобы остаться у власти после 2012 года?

— Предвыборная кампания Путина началась без объявления, по факту, — а как иначе расценивать автопробег из Владивостока или братание с суровыми байкерами на мысе в крымском Форосе? А о желании Медведева выдвигаться на пост президента в 2012 году объявил на днях его помощник.

Я бы просил казахстанских читателей понимать, что сейчас между двумя лидерами России есть взаимопонимание, но в 2010 году стало ясно, что у них очень различное видение будущего России.

Мой коллега — востоковед полковник Андрей Девятов в своих публикациях описывает это как битву курса Opus Dei (Путин, Европа, немцы, скандинавы, итальянцы, французы, национал-капитализм, ресурсно-добычные опорные компании, силовики Минобороны и ФСБ, восприятие постсоветского пространства как “нашего”, готовность перейти к “собиранию земель евразийских”) с курсом Finintern’а, Финансового Интернационала (Медведев, американцы и в целом англосаксы, Россия как часть сугубо западного мира, сближение ВС РФ с НАТО, закупка произведенного в странах НАТО оружия для ВС РФ, международный союз транснациональных компаний и открытая экономика России, нанотехнологии и инновации, олигархи и политтехнологи против силовиков, готовность отказаться воспринимать постсоветское пространство как зону исключительного российского влияния).

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Оставить комментарий