Александр Князев: Погромы на Манежной – результат неграмотной внешней политики Москвы

Вторник, 21 Декабрь 2010, 13:31 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки:

События на Манежной площади в Москве – это, прежде всего, следствие неграмотной внешней политики Кремля почти по всему периметру границ. Дело в том, что в ближайшее время Россия не сможет обойтись без миграционного потока из стран бывшего СССР. А Средняя Азия обеспечивает большую часть этого потока. По мнению консультанта Института политических решений Александра Князева, весной 2011 года, и Москве, и Астане надо быть готовыми: на этом пространстве, будет образована огромная конфликтная зона – по сути, произойдет неформальное объединение Севера Афганистана, Таджикистана и юга Киргизии. Несмотря на то, что это будет чисто исламский протест, за ним, уверен аналитик, стоят спецслужбы США, которым, вне всякого сомнения, выгоден уход российской дипломатии из социокультурного поля региона.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете саммит ОБСЕ и как, на ваш взгляд, его результаты могут сказаться на Средней Азии?

Я противник крайних точек зрения, радикальных оценок и саммита, и его последствий. Я не считаю, что саммит прошел успешно и является триумфом казахстанской внешней политики – во-первых, и этой организации – во-вторых. Но с другой стороны – я противник и мнения о том, что все плохо, все бессмысленно: напрасная суета, напрасные затраты. Я думаю, что истина посередине, поскольку само председательствование Казахстана в ОБСЕ и саммит, как последний аккорд в этом действии – это была, как я понимаю, совместная инициатива Казахстана и России. Не случайно, Россия очень сильно лоббировала председательство Казахстана в свое время.

Председательство Казахстана в ОБСЕ и саммит в Астане – это попытка влить новое содержание в организацию, которая абсолютно потеряла свой смысл, а заодно и авторитет, в период цветных революций в Грузии, на Украине и в Киргизии. Фактически к тому времени она стала просто инструментом реализации бархатных сценариев, напрочь забыв о своих основных задачах, ради которых когда-то создавалась, о так называемых первых двух «корзинах». Вспомните, даже когда в 2007 году Россия приостановила участие в ДОВСЕ, ОБСЕ этот процесс не сопроводила даже своим заявлением – хотя, казалось бы, этот вопрос связан напрямую с вопросами безопасности. В этой связи примечательно, что именно Россия при поддержке ряда постсоветских стран пыталась вдохнуть новую жизнь в ОБСЕ. Поэтому и председательство, и саммит я расцениваю, как попытку сохранить эту организацию, в качестве площадки, и влить в нее новое содержание. И Нурсултан Назарбаев, и Дмитрий Медведев пытались придать саммиту импульс именно в этом направлении. Но в итоге – главный результат саммита: организация оказалась не готова к восприятию этих инноваций. Кто-то из стран-участниц видит в ОБСЕ инструмент своего влияния (это относится к США и Великобритании), кто-то просто следует в фарватере этой политики (восточноевропейские страны, многие постсоветские страны), для кого-то это место решения своих локальных конфликтных ситуаций (Карабах, таджикско-узбекские проблемы, Приднестровье, киргизская ситуация). Именно поэтому настоящего разговора не получилось. Думаю, что со стороны России и Казахстана должны быть сделаны серьезные оргвыводы и, наверное, внешнеполитическим ведомствам обеих стран надо пересмотреть приоритетность работы с теми или иными международными организациями.

ИА REGNUM: Как будет развиваться взаимодействие между государствами Центральной Азии? Как будет выглядеть картина региональных взаимоотношений государств? Какой может быть формула безопасности?

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оставить комментарий