Александр Князев: Погромы на Манежной – результат неграмотной внешней политики Москвы

Вторник, 21 Декабрь 2010, 13:31 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки:

Да. Киргизия, Таджикистан и особенно афганская провинция Кундуз (это северо-восток страны). Я думаю, что они имеют негативные для нас всех шансы объединиться. Поскольку границы между Киргизией и Таджикистаном – достаточно прозрачные, поскольку существуют связи между радикальной частью бывшей таджикской оппозиции и Исламского движения Узбекистана, прослеживаются их связи с Талибаном в Афганистане… Я не думаю, что все это спонтанный или чисто исламский протест. Я уверен, что эти процессы управляются американскими и британскими спецслужбами. Я думаю, можно говорить и о вмешательстве со стороны международного криминалитета, связанного с наркотрафиком. Если это не полностью афиллированные структуры со спецслужбами, чего исключать тоже нельзя… Для Соединенных Штатов дестабилизация этого региона – всегда имела смысл. Это – создание перманентного, вялотекущего, а временами скрытого, большого конфликта на этом пространстве – позволит осуществлять давление на геополитических конкурентов – Китай и Россию. Обе страны будут вынуждены отвлекать какие-то ресурсы, для того, чтобы противостоять этой нестабильности, увеличивать пограничные силы, разведывательные, может быть оказывать содействие региону, как это было с восстановлением юга Киргизии.

Плюс обратите внимание на такой факт. В июне вообще была попытка втягивания России в очень серьезный конфликт – я имею в виду знаменитое обращение Розы Отунбаевой с призывом к руководству России прислать войска. Это вряд ли ее собственная инициатива, продиктованная стремлением урегулировать киргизско-узбекский конфликт. Президент Киргизии известна своими связями в Вашингтоне, известна своей четкой и не меняющейся внешнеполитической ориентацией в этом направлении, такого рода инициатива не могла быть не согласована с вашингтонскими кураторами. Я думаю, что это была попытка втягивания России в очень серьезный конфликт, который для России имел бы два последствия. Вольно или невольно войди туда россияне (это, кстати, относится и к казахам, войди они туда по линии ОДКБ) войсками – в любом случае они будут вынуждены взаимодействовать с киргизскими силовыми структурами. А поскольку, так или иначе, точечно, будут предприняты какие-то усилия, подавляющие действия узбеков, это вызовет падение авторитета, антироссийские (а может быть и антиказахские) настроения. А для киргизского населения россияне – сразу оккупанты. Это было видно по комментариям после этого призыва, который не был воспринят руководством России. Кроме того, как только в Россию из Ферганской долины пошли бы «двухсотые грузы», это легко было бы обыграно против нынешнего российского руководства в глазах собственного российского электората.

ИА REGNUM: Ну, для США втягивание России в конфликты – всегда было приоритетной задачей в Средней Азии.

Сейчас задача расширилась – теперь надо втянуть сюда как можно больше сил. Не в экономику – инвесторов – чтобы это было позитивно для региона и для самой России. А именно втянуть Россию в конфликт, как воюющую сторону. А поскольку быстро конфликт не закончится, это будет колоссальное отвлечение ресурсов России, в самой России общественное мнение очень негативно настроено к военному участию где-либо – это даже видно по оценкам кавказской войны 2008 года. Тем более, Средняя Азия далеко, к ней общественное российское внимание всегда было меньше, нежели к Кавказу. Участие России здесь всегда было менее понятно, менее объяснимо. Я думаю, что мы имеем дело с продуманным многоходовым сценарием – который, к счастью, где-то не срабатывает временами. Но это – особенность любых сценариев. В целом, стратегически, он развивается. Я думаю, что весна этого года должна стать показательной: насколько эти сценарии могут быть эффективно реализованы.

ИА REGNUM: Если зоны конфликтов объединятся, как стоит реагировать тому же Казахстану на это? Ведь мало говорить о том, что прозрачны границы между Киргизией и Таджикистаном, они ведь прозрачны еще и между Казахстаном и Киргизией.

Я думаю, что здесь есть два компонента. Один – предохранительный. Сейчас, в рамках вступления в силу Таможенного союза в любом случае киргизско-казахская граница как-то усиливается. Я думаю, что в этом направлении свое участие должна принимать и Россия – в любой форме: пусть ее, эту форму и необходимую степень участия, определят специалисты. Граница должна быть усилена. По крайней мере, по отношению к этим угрозам. И реальным, и потенциально растущим. Второе – быть может нужно активнее участвовать в киргизских и таджикских процессах. Что делается сейчас по линии межэтнического конфликта на юге Киргизии? Причем это касается и России, и Казахстана в равной мере. Это – оказание экономической помощи, это обсуждение содействия по лини ОДКБ, в военном плане, по линии спецслужб, видимо. Но при этом и Россия, и Казахстан участвуют в процессе только с одной стороны – это киргизская.

Узбекская сторона так и остается незадействованной. Речь не об Узбекистане, а об узбекской общине в Киргизии, это разные субъекты. Я думаю, что нужно брать пример у наших коллег с Запада по линии неправительственных организаций, неофициальной дипломатии – и вести диалог и с узбекской общиной. И искать там какие-то способы решения. И предлагать их киргизской стороне. Надо влиять на этот процесс, чтобы он решался не просто путем примитивного силового подавливания активности узбеков, а чтобы он решался на перспективу. Чтобы находились решения, которые устраивают и узбеков, и киргизов и действительно ведут к стабилизации. А не просто глушат конфликт на время – и потом он снова взорвется. Еще Ф.М. Достоевский когда-то писал: «Лик мира меняется теперь беспрерывно, и нынче надо воевать уже умом, а не оружием».

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оставить комментарий