Александр Князев: Погромы на Манежной – результат неграмотной внешней политики Москвы

Вторник, 21 Декабрь 2010, 13:31 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки:

В 90-е годы в таджикской ситуации Иран сыграл позитивную роль. По большому счету, я не перестану это повторять, хоть на этот счет есть много мифов, в таджикской истории была велика роль двух внешних партнеров – с одной стороны Ирана, который имел влияние на оппозицию, с другой – России, которая влияла на Народный фронт и затем правительство Рахмонова. Фактически, Россия и Иран заставили их говорить, посадили за стол переговоров, и в течение нескольких лет все-таки они пришли к компромиссу. По Таджикистану между Тегераном и Москвой еще в 90-ые годы сложился «закрытый консенсус». В 2001-2003 гг. американскими политиками и СМИ усиленно муссировалась тема поддержки, оказывавшейся «Исламскому движению Узбекистана» со стороны Pasdaran-e Inqilab, Корпуса стражей Исламской революции. Тогда, дав прибежище группе участников ИДУ на своей территории, иранская сторона пыталась дистанцировать ИДУ от Саудовской Аравии и идеологии ваххабизма. И достигла определенных успехов: ряд лидеров ИДУ официально заявили (по иранскому радио) о размежевании с ваххабитами.

Таким своеобразным способом, снижая радикализм ИДУ, Иран пытается обеспечить себе платформу для диалога с правящим режимом Узбекистана, правда в Ташкенте этой инициативы не оценили… В нынешних условиях?… Я не знаю ни одного примера, когда говорят об экспорте исламской революции из Ирана, применительно к нашему региону (о ХАМАС или Хезболле и их влиянии на Ближний Восток я не буду сейчас глубоко вдаваться, там есть свои причины), чтобы в такой деятельности были замечены иранцы. Когда говорят об эмиссарах, которые занимаются проповедованием радикальных форм ислама – иранцев среди них нет. Иранцы – шииты, они не могут влиять на наших мусульман напрямую. Они занимаются культурной деятельностью, издают Кораны массовыми тиражами – но в самом этом факте ничего плохого нет. Важно, чтобы это не выходило за рамки чисто религиозных канонов, не вмешивалось в политику.

ИА REGNUM: Получается, что пока единственный вектор взаимодействия нашего региона с Ираном – это Каспий?

Иран очень важен по Каспийской проблематике. Каспийские саммиты – это очень интересный формат, потому что помимо обсуждения экономической стороны, которое никак не может завершиться – я имею ввиду раздел Каспия – у Ирана здесь очень интересная, особенная позиция. Для Ирана Каспий не важен, как источник энергоресурсов – в отличие от Азербайджана, Казахстана, Туркмении или России. Какая-то добыча там у них есть, но она незначительна. Максимум всех мощностей Ирана – расположены на юге, в зоне Персидского залива. И поэтому Каспий важен для них, прежде всего, как коммуникационный узел и есть мощное стремление Ирана к налаживанию экономических отношений с Россией и Казахстаном – именно через Каспий. Еще он важен в плане безопасности. Суперзадача для Тегерана по Каспию – это не допустить военного присутствия или влияния некаспийских стран. Здесь у Ирана есть вопросы к Азербайджану. Меньше, но они есть – к Казахстану – и там, и там по разного рода программам, в том числе и натовским – есть участие в военном строительстве со стороны западных стран – вот это иранцев беспокоит. Если разрешить эту проблему, то я думаю, что мы получим то же, что и раньше – а в советское время иранская граница была для СССР едва ли не самым мирным, а может, и самым мирным участком по всему периметру границ. В послевоенный период – это было всегда очень доброжелательное соседство и проблем не возникало. У Ирана нет территориальных и военно-политических интересов по отношению к постсоветскому пространству и в частности, к нашему региону. Есть экономические интересы – но это сфера нормальная, здесь законы рыночной конкуренции – мы можем противопоставить им свои интересы и искать компромиссы, как это всегда делается. В этом ничего страшного нет. Вообще, запасы энергетических ресурсов и географическое положение делают Иран одним из главных объектов современных геоэкономических войн, а перманентно происходящее усиление позиций ИРИ в мире ислама, в регионе Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии превращает Иран в один из критически важных субъектных центров мировой и региональной геополитики. Не учитывать этого нельзя.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оставить комментарий