не должно иным некоторым пети в церкви

Воскресенье, 24 Август 2014, 6:12 | Рубрика: Библиотека
Ярлыки: , ,

О НАПЕВАХ ЦЕРКОВНЫХ, СКРОМНЫХ И ЦЕЛОМУДРЕННЫХ

Православная литургия сопровождается пением. Вы не задумывались, зачем? А каким должно быть это пение? Какое пение не годится для Церкви? Ответы на такие вопросы мы должны искать у святых отцов, в соборных постановлениях, в богословских трудах и в истории Церкви.

ДРЕВЛЕРУССКОЕ ПЕНИЕ НА ИССЫК-КУЛЕ
из воспоминаний о. Михаила (Колобова) о Свято-Троицком Иссык-кульском монастыре

…А пение? Такое пение, какое было в Иссык-кульской обители при о. Порфирии, там уже долго, долго не будет… Отец Порфирий не был сам певцом, но его настроенная аскетически душа требовала восторженных гимнов…, к которым он от детства своего привык в Глинской обители. Торжественной Божественной службы без звучного уставного лаврского пения о. Порфирий не признавал: ему нравились два вида божественной службы: тихая келейная молитва и молитва в храме, с напевами древлерусскими, православными. Никаких итальянских выкриков за его служение в Иссык-Куле, как это бывало там нередко, я не слыхал. Эта любовь к хорошему уставному пению заставила о. Порфирия, при назначении его на Иссык-Куль, взять с собой из Глинской пустыни и хор певчих, которых он привез с собой за свой собственный счет. Певцы эти частию остались на Иссык-Куле и после его ухода на покой, а двое не пожелали там без него оставаться и нашли себе приют у нашего страннолюбивого владыки Димитрия, где они и поселились при крестовой церкви…» [Туркестанские епархиальные ведомости. 1909. № 3-4].

Святитель Афанасий Великий:

Господь, желая, чтобы мелодия была символом духовной гармонии, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев. Сопровождение псалмов пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния души.

Святитель Иоанн Златоуст:

Христианское пение должно звучать в сердце, а не в одних устах. И каждый звук должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний. Бессмысленное пение недостойно христианина, каждое действие которого должно быть разумно.

Святитель Климент Александрийский:

Надо употреблять напевы скромные и целомудренные… Скромные перемены голоса обуздывают дерзость.

Правило 15. Святого Поместного Собора Лаодикийского:

«Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви».

Комментарий: С самых первых времен церкви в ней существовали определенные певцы, получившие посвящение от епископа и, как таковые принадлежавшие к клиру… Эти певцы имели право стоять на амвоне и петь в церкви предписанные песнопения по книге… В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок, лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам…

Указ Священного Синода Российской Православной Церкви за 1797 год запрещал исполнение хоровых концертов на литургии.

Святитель Филарет (Дроздов):

Пение искусное приятно людям на краткое время, а пение благоговейное угодно Богу и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит.

Пения по нотам я не запрещал, но пения партесного никогда я в женских монастырях не находил порядочным, и потому никогда не одобрял. В нем более труда, нежели пользы, более тщеславия мнимым искусством, нежели назидания и помощи молитве.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

…Также начинают многие понимать, что итальянское пение не идет для православного богослужения. Оно нахлынуло к нам с Запада и несколько десятилетий тому назад было в особенном употреблении. Причастный стих заменен концертом, напоминавшим оперу. Ухо светского человека, предающегося развлечениям, не поражается так сильно этою несообразностью, как ухо благочестивого человека, проводящего серьезную жизнь, много рассуждающего о своем спасении и о христианстве, как о средстве спасения, желающего от всей души, чтобы это средство сохранялось во всей чистоте своей и силе, как сокровище величайшей важности, как наследство самое драгоценное для детей и внуков.

…Весьма справедливо святые отцы называют наши духовные ощущения «радостопечалием»: это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохраняется в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства очевиден, но он исчезает перед духовным достоинством…

Придворное пение, ныне входящее во всеобщее употребление в православных церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! Сочинения новейших композиторов выражают настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного.

М.С. Красовицкая, литургист:

…Мы уже говорили о роли пения в богослужении, о неразрывном единстве слова и звука в богослужении. В гласовой системе это очень легко почувствовать. Потому что, когда меняются гласы, меняются не только напевы, но и тексты.

…В центральных храмах мы порой вынуждены слушать сочинения композитора Веделя, церковность музыки которого оставляет некоторые сомнения: она безусловно пробуждает чувства, но вопрос в том, каковы эти чувства, насколько они соответствуют словам, которые содержит богослужение… «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшного дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй, мя, Боже, по велицей Твоей милости». Эти слова стоит отдельно прочитать, прослушать, потому что музыкальное исполнение порой затемняет очень простой и ясный строгий смысл этих слов.

 

 

Оставить комментарий