Отрекись от России …

Проблемы правового регулирования деятельности Бишкекской и Кыргызстанской епархии в Кыргызстане в контексте церковно-государственных и межконфессиональных отношений

Е. Е. Озмитель,
профессор Кыргызско-Российского Славянского университета,

А. В. Стрижанцева,
сотрудник Епархиального исторического музея

К моменту образования в 2012 году самостоятельной Кыргызстанской епархии, православными верующими был накоплен значительный опыт сотрудничества с государственными органами и общественными структурами Кыргызстана.

25 января 2012 года в Белом доме состоялась встреча митрополита Викентия, главы Среднеазиатского митрополичьего округа и  епископа Бишкекского и Кыргызстанского Феодосия  с Президентом Кыргызстана А. Атамбаевым. Обе стороны пришли к единому мнению о важности роли государства и Церкви в современном обществе. Президент отметил позитивные моменты в деятельности Православной церкви в нашем регионе, напомнив о событиях (вооруженном перевороте) 2010 года, когда священнослужители приняли участие в стабилизации обстановки в стране. Президент поддержал предложенную владыкой Викентием идею строительства новых храмов, а также согласился с необходимостью утверждения приоритетного положения двух традиционных религий – Ислама и Православия, внес конкретное предложение о введении в школах предмета по изучению Библии и Корана. Во время приема стало ясно, что Президент Кыргызстана А. Атамбаев лояльно относится к представителям разных религиозных конфессий.

Тогда же, 25 января 2012 года, митрополит Викентий и епископ Феодосий встречались с верховным муфтием Кыргызстана Чубаком ажи Жалиловым. Во время встречи был рассмотрен ряд предложений, касающихся совместного сотрудничества и проведения ряда общих мероприятий. Особый акцент был сделан на проблеме перехода верующих традиционных религий в секты. Обсуждалась нередкие конфликты, которые возникают в связи с попытками захоронения киргизов-сектантов на традиционно мусульманских сельских кладбищах. Обе стороны подтвердили, что православные и мусульмане Киргизии, имеющие 140-летний опыт добрососедского сосуществования, видят перспективу совместной деятельности в развитии взаимопонимания и взаимного доверия.

29 февраля 2012 года епископ Феодосий вместе с представителями мусульманского духовенства принял участие в пресс-конференции, посвященной деструктивным и тоталитарным сектам, в частности сейчас запрещенной секте Сан Мен Муна.

Вместе мусульмане (сунниты ханафитского мазхаба) и православные, представители «центральных», основных, традиционных, как их называют в Киргизии, религиозных организаций, выразили готовность поддерживать правительство в ограничении распространения экстремистских и сепаратистских материалов в религиозной литературе. «На территории Кыргызстана действуют различные секты, которые ведут к раздроблению общества изнутри, к межконфессиональной борьбе и социальной дестабилизации. Мы обращаемся к Президенту, спикеру парламента, премьер-министру Кыргызстана с просьбой обратить особое внимание на деструктивную деятельность данных сект», – было сказано в совместном обращении ДУМК и Бишкекской и Кыргызстанской епархии,  опубликованном в СМИ в феврале 2013 года.

Несмотря на такое позитивное начало, организация новой административной единицы Русской православной церкви на территории Кыргызстана вызвала целый ряд проблем, связанных с правовым регулированием деятельности приходов Бишкекской епархии. Для того чтобы разобраться в причинах этих проблем, следует рассмотреть законодательную базу Кыргызстана в области религиозно-конфессиональных отношений.

В данный момент государственная политика в сфере религий в Кыргызской Республике основывается принципах, заложенных в следующих документах:

1. Конституции Кыргызской Республики,

2. Законе Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республики» от 31 декабря 2008 года № 282;

3. концепции государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики от 6 мая 2006 года № 324;

4. законодательных и нормативно-правовых актах Кыргызской Республики, которые регулируют сферу религии (Специально – статья 395 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности);

5. принципах и нормах «Всеобщей декларации прав человека», «Международного пакта о гражданских и политических правах», «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», обязательств и стандартов ОБСЕ по вопросам свободы вероисповедания и других международных документах, ратифицированных Киргизией и касающихся фундаментальных прав человека на свободу религий и выражения убеждений,

С созданием самостоятельной Бишкекской и Кыргызстанской епархии возникли проблемы на государственном уровне. Главная проблема заключается в том, что новая Кыргызстанская епархия полтора года не могла получить регистрацию. Об этом говорил на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года патриарх Кирилл: «Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» не позволяет зарегистрировать Бишкекскую и Кыргызстанскую Епархию как религиозное объединение. Главной проблемой, препятствующей регистрации, является тот факт, что Патриарх Московский и всея Руси, а также Священный Синод – управляющий орган Русской православной церкви, в состав которой входит епархия, – находятся за пределами Кыргызстана. В связи с этим епархия может быть зарегистрирована только как общественная организация или миссия. В утвержденной 6 мая 2006 года Концепции государственной политики в религиозной сфере отмечено, что традиционными и исторически устоявшимися религиями Кыргызстана являются ислам (суннитского направления) и православие. Несмотря на официальную поддержку и готовность оказывать содействие Православной церкви со стороны высшего руководства страны, в сфере церковно-государственного взаимодействия возникают проблемы» [1].

По сути дела, поменялось только название религиозной организации православных в Киргизии, были внесены некоторые изменения в структуру Русской православной церкви, но не в содержание вероучения. Однако, эти несущественные с точки зрения государственно-конфессиональных отношений моменты стали поводом для возникновения проблем с регистрацией новообразованной епархии.

Отказывая Бишкекской епархии в регистрации, государственные чиновники ссылались на закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» от 31 декабря 2008 года № 282, по которому новообразованную епархию можно регистрировать только как миссию. Миссионерская деятельность – это проповедование и распространение какого-либо вероучения посредством религиозно-просветительской деятельности. Несмотря на то, что в задачи любой религии входит миссионерская деятельность, Русская Православная Церковь на территории Туркестанского края изначально видела свою цель не в насаждении православия среди коренного населения. Православное вероисповедание появлялось здесь как органическая часть жизни выходцев из России, селившихся в Средней Азии. Церковные структуры здесь всегда были нужны, в первую очередь, для организации нормальной религиозной жизни  славянского населения, эта же цель ставится во главу угла и по настоящее время. В этом смысле деятельность структур Православной церкви в Кыргызстане никак не может быть рассматриваема как миссионерская. Православие существует в Средней Азии более полутора тысячи лет, русское православие – 150 лет, Православная церковь здесь не привносит никакого нового учения, не занимается специально целенаправленным прозелитизмом среди других конфессий, не имеет миссионерских центров, обращение мусульман и верующих других религий в православие не входит в число ее приоритетных задач.

Проблемы, возникшие в связи с этим статусом «миссионерский», связаны с тем, что в Законе КР О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республики. № 282 от 31 декабря 2008 года, во второй главе (Создание религиозных организаций и миссий зарубежных религиозных организаций), статье 8 (религиозные организации), пункте 6 сказано, что «миссией зарубежной религиозной организации именуется организация, имеющая руководящие центры за пределами Кыргызской Республики или же в составе руководства которой имеются иностранные граждане». И далее: «деятельность миссий на территории Кыргызской Республики без прохождения учетной регистрации в установленном порядке не допускается. Миссии в соответствии со своей собственной структурой выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим уставам (положениям)».

Можно сказать, что в первую очередь, именно эти слова Закона и стали камнем преткновения. Кубанычбек Абакиров, дипломированный юрист, эксперт отдела этнической и религиозной политики Аппарата Президента КР, дает следующее объяснение политике своего ведомства: «В законе написано: если руководитель религиозной организации – гражданин другой страны, то эта организация называется миссией». Если следовать букве этого закона, то для того, чтобы Бишкекская епархия не попадала в разряд иностранных миссий при регистрации, ее управляющий должен обязательно менять гражданство и не должен фиксировать в уставных документах епархии ее принадлежность к Русской православной церкви, возглавляемой российским патриархом. В ультимативной форме сотрудники государственной комиссии предлагали либо регистрироваться в качестве миссии, либо – убрать из устава упоминание о каноническом отношении Бишкекской и Кыргызстанской епархии к Московскому патриархату Русской православной церкви. И то и другое для Бишкекской епархии неприемлемо, так как не соответствует действительности.

Проблема с  регистрацией Бишкекской и Кыргызстанской епархии была урегулирована в апреле 2013 года. Сотрудники Государственной комиссии по делам религий комментируют процесс регистрации следующим образом: «С правовой точки зрения регистрация Бишкекской и Кыргызстанской епархии неправильна и неверна, так как Патриарх и высшие органы Церкви находятся за пределами территории Кыргызской Республики, в России, следовательно, новообразованную епархию нужно рассматривать как миссию. Регистрация, которая в данный момент осуществляется,  происходит не на правовых основаниях, а на политических. Причинами такого политического решения является уважительное отношение местных властей к православию; уважительное отношение к России, к тому населению, которое исповедует православную религию на территории Кыргызстана больше 140 лет, то, что православие находится во взаимоуважительных отношениях с традиционной религией ислам».

Очевидно, что регистрация произведена, но причины проблем не устранены:

- Остались несообразности в религиозном законодательстве, кроме того, они множатся в новых законодательных проектах;

- Забыт статус традиционной религии для православия в Кыргызстане. Он был закреплен Концепцией государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики N 324 от 6 мая 2006 года, но не был обозначен в Законе «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» 2008 г.

- Явно чувствуется усиление давления на правительственные структуры и общественное мнение западных и местных правозащитных организаций, преследующих цель либерального выравнивания всех вообще вероисповеданий и намеренно принижающих ценность православия (и ислама) для современного Кыргызстана и даже дискредитирующих их;

- Существуют тенденции нивелировки и отстранения из общественной жизни Кыргызстана всех вообще неисламских конфессий за счет требования преференций только для мусульман.

Даже сейчас, когда регистрация Бишкекской епархии как религиозного объединения (а не как миссии) осуществлена, сотрудники Государственной комиссии по делам религии, сотрудники аппарата Президента КР продолжают считать Бишкекскую епархию управляемой из-за границы, некоторые даже называют ее филиалом Русской православной церкви и необоснованно ставят в ряд других религиозных организаций, которые субсидируются из-за рубежа.

Тем не менее, несмотря на то, что решение вопроса о регистрации новообразованной Кыргызстанской епархии столкнулось с рядом трудностей, представители госструктур разного уровня не только не препятствовали незарегистрированной епархии проводить активную внутрицерковную, социокультурную и научно-просветительскую деятельность, но и принимали участие практически во всех епархиальных мероприятиях. Таким образом, можно заключить, что причины того, что регистрация епархии неоднократно откладывалась, носят не внутри-политический, а чисто юридический характер и что в итоге, вопрос о регистрации решается положительно.

Здесь срабатывает социокультурный фактор. Несмотря на то, что Кыргызстан является государством с преобладающим мусульманским населением, немногочисленная в процентном отношении православная паства продолжает пользоваться неизменно добрым отношением у представителей органов власти различных уровней. Пользуясь полу-официальным статусом традиционной, второй по числу приверженцев, религии, православные верующие Кыргызстана активно вовлекаются в общенациональные процессы, в межрелигиозный диалог, пользующийся поддержкой государства, в обсуждение важнейших решений, затрагивающих интересы религиозных объединений. Органы власти нередко идут навстречу пожеланиям об открытии новых храмов, нередко помогают в их строительстве, содействуют проведению социально-значимых мероприятий, ремонту и реставрации действующих храмовых зданий, опираются на авторитет православного духовенства при решении духовно-нравственных задач.

Однако, проанализировав проблемы с регистрацией, нужно заметить, что позитивные отношения сотрудничества и взаимопомощи между государством и Бишкекской и Кыргызстанской епархией нередко существенно зависят от «личного фактора», что не может быть прочной основой для их развития. Церковно-государственные отношения нуждаются в проработанной правовой базе, которая заложена концепцией 2006 года, но не доведена до полной реализации.

Есть еще один фактор, который влияет на отношения Православной церкви и государства в Кыргызстане. В последние два-три года прослеживается тенденция на замещение отношений государства и религиозных общин страны на отношения между религиозными организациями и международными структурами, берущими на себя обязанность организовывать и объединять различные религиозные направления и представлять их в отношениях с государством. Это может привести и уже приводит к нивелировке религий, к тому, что голос представителей традиционных для Кыргызстана религий потонет среди множества голосов членов новых религиозных движений, к увеличению числа таких организаций, среди которых могут быть псевдорелигиозные организации с деструктивной идеологией и деятельностью.

Хотелось бы, чтобы новое законодательство и концептуальные документы государства в сфере религий разрабатывались не ради абстрактных категорий, а ради общества и верующих, в тесном прямом контакте с традиционными религиозными организациями Кыргызстана, чтобы их интересы и пожелания были учтены. Решение религиозных проблем должно входить в разряд важнейших стратегических задач государства, и для их претворения в жизнь необходимо сегодняшним процессам возрождения суннитского ислама ханафитского мазхаба и православия создать прочную юридическую базу.

Во-первых, ханафизм и православие являются для народов Кыргызстана религиями большинства граждан – и как мажоритарные они должны быть в центре внимания государственной политики. Во-вторых, деятельность этих двух религий всегда была направлена на благо личности, общества и государства, всегда осуществлялась в рамках национальных интересов страны. В-третьих, руководство и простые верующие мусульманских и православных общин имеют большой опыт неконфликтного взаимоуважительного доверительного сосуществования, они зарекомендовали свою веротерпимость и способность устанавливать уважительные отношения со всеми конфессиями Кыргызстана. Беспрепятственное развитие ханафизма и православия в современном Кыргызстане в условиях вызовов как со стороны теократических моделей государственности, так и со стороны крайнего либерализма является залогом светскости и поликонфессиональности Кыргызстана.

Необходимо разработать пошаговую концепцию для последовательной и долгосрочной политики государства по отношению к православию, а также четко определить основополагающие принципы сотрудничества государства и культурообразующих религий. Необходимо также закрепить юридически грамотные критерии таких религиозных организаций, которые опасны для общества, государства и личности, чтобы направлять ограничительные меры более «адресно». И тогда в будущем можно застраховаться от повторения таких курьезных проблем, какие возникли в связи с регистраций Бишкекской и Кыргызстанской епархии.

 

Литература:

1. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года. Часть 3 //URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?id_new=1407

2013

Оставить комментарий