Опасности национализма в Средней Азии

(«Neue Zuercher Zeitung», Швейцария)

Тому, кто в эти дни возвращается из Северного Афганистана в Таджикистан или Узбекистан, пребывание в одном из этих среднеазиатских стран может показаться возвращением в цивилизацию. В отличие от Афганистана, в среднеазиатских деревнях в той или иной мере существует энергоснабжение, на полях убирают урожай женщины, улицы в своем большинстве находятся в сносном состоянии. Однако впечатление обманчиво. В действительности развитие в среднеазиатских государствах с момента обретения независимости от Советского Союза проходило под знаком экономического распада. За прошедшее время широкие слои населения обнищали.

В Таджикистане внутренний валовой продукт на душу населения составляет по данным Международного валютного фонда, примерно, 160 долларов США. Таким образом, он относится к числу самых бедных стран мира. Стремительно
набирающий силу национализм является опорой клановых экономических структур, он позволяет немногим обогащаться, лишая большинство других, появлением новых границ, лишенных всякого экономического смысла, надежд на лучшие времена.

Культ личности взамен идеологии

Развал Советского Союза был воспринят без особого энтузиазма жителями пяти среднеазиатских советских республик – Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и Киргизии, – насчитывающих в общей сложности добрых 50 миллионов человек. Все вместе они населяют огромные пустынные и горные районы, общая территория которых в 96 раз больше чем территория Швейцарии. Бывшие партийные руководители, скорее, под давлением обстоятельств были вынуждены провозгласить независимость своих республик и стать их президентами. Большинство из них сохранило свои посты до сегодняшнего дня.

Если в большинстве государств крутой поворот в жизни произошел на удивление мирно, в Таджикистане, уже спустя несколько месяцев, дело дошло до ожесточенной гражданской войны между силами, ориентированными на Россию, и исламистскими группировками. Эта война растянулась на годы. Конец ей удалось положить только в 1997 году под давлением России и уставшего от войны населения подписанием мирного соглашения, обещавшего враждующим между собой группам участие в органах власти. Первоначально разногласия в Таджикистане ни в коей мере не носили чисто религиозного характера. Они, по меньшей мере, в той же степени были отражением борьбы региональных интересов за доступ к власти и деньгам, в том числе к контролю над транзитом наркотиков из Афганистана.

Помня о повсеместно напряженной ситуации, вызванной противоречиями между просыпающимся исламизмом и региональными или специфическими этническими интересами, властители искусственно созданных национальных образований в Средней Азии думали и продолжают с опаской думать о том, как бы обезопасить и консолидировать свою власть. Выросшие в условиях плановой экономики партийного аппарата Советского Союза они, очевидно, мало что смыслят в рыночной экономике и демократических принципах. Будни в Средней Азии, в отличие от России, создают у ее гостей впечатление, что за рамками официальных программ реформирования в обществе и в экономике мало что изменилось. Была лишь заменена прежде централизованно выстроенная советская идеология взаимопонимания между народами на идеологию национализма. Так, действующий таджикский президент поощряет свой культ личности, который имеет мало что общего с демократическими традициями. Нет места, где бы не было его громадного портрета, а в новостях национальных телеканалов 90 процентов времени посвящается рассказу о его планах на текущий день. Средства массовой информации находятся под государственным контролем, а свобода выражения своего собственного мнения удерживается в узких рамках. Тот, кто хочет быть лучше информированным, смотрит российское телевидение.

Разбой на дорогах и заминированные границы

Все это не должно вводить в заблуждение относительно того, что эти новые государства, чьи интересы Швейцария представляет в институтах Бреттона-Вуда, действительно являются искусственными образованиями в широком смысле этого слова. Их границы в свое время были определены Сталиным из расчета, чтобы ни одна из республик не могла иметь настоящую региональную экономическую самостоятельность. Идентификация регионов традиционно строилась на идентификации этносов, распространение которых выходит за рамки границ страны. Так, в Таджикистане проживает большая группа узбеков, и власть под национальной личиной исполняют региональные кланы. Это понимаешь, например, если едешь по стране, и тебя через каждые несколько километров останавливают на местных милицейских и военных блок-постах. Люди на них занимаются в больше мере современным разбоем, чем поддержанием порядка. Тем самым они усложняют и делают более дорогим обмен товарами. На «штрафах» можно, например, сэкономить, если довериться таксисту, у которого есть хорошие связи с местными властями: его никто не останавливает. Однако, если он выезжает за границы своего района, на такую защиту уже можно не рассчитывать.

Страниц: 1 2

Оставить комментарий