Андрей Фефелов. Путешествие в Афганистан – война миров

Воскресенье, 13 Февраль 2011, 18:36 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки: , , , ,

А.Фефелов: Путешествие в Афганистан – война миров

Если взглянуть на географическую карту, то мы, подобно столбику термометра, медленно, но неуклонно падаем вниз.

«Мы – падшие ангелы цивилизации», – сказал я незадолго до посадки, чем вызвал сдержанные улыбки моих друзей, организовавших эту необычную поездку. Ведь наш лайнер еще не прильнул своими страстными шасси к знакомой ташкентской земле. Известно, что чем южнее, тем беднее. Тем жарче во всех смыслах. Однако дорога от Ташкента до афганской границы идет через перевал, и мы едем порой сквозь сверкающие льды по припорошенной снегом трассе. На закате дня мы в Термезе, и за бесчувственным зерцалом сонной равнинной Амударьи тревожно и заманчиво мерцают огоньки того берега. Мысль о «цивилизационном градуснике» не покидала меня в течение всей поездки по Афганистану. В каком-то, сугубо европейском, смысле расстояние между Ташкентом и Кабулом гораздо больше, чем между Брюсселем и Ташкентом. Стальная длань советской власти превратила нашу Срединную Азию в специфическую окраину Европы, втянула ее в цивилизационный контекст Запада. Это влияние, этот магнетизм незримо чувствуются даже на пустынных и бедных равнинах южного Узбекистана. На середине моста Хайратон притяжение Европы заканчивается – начинается Азия внутри и снаружи.

Итак: через Хайратон в Мазари-Шариф, потом через пески наверх. Далее через Саланг на Кабул, где наша экспедиция застопорилась. Организаторы поездки признались, что дальнейшее путешествие на юг придется отложить до следующего раза. Даже шарить в окрестностях Кабула, оказывается, не безопасно. Главная проблема – никакие не талибы, а нынешние «хозяева дискурса» – американцы. Они, как выяснилось, терпеть не могут любых соглядатаев, особенно из России. А любая попытка нашей группы запутать следы и вырваться из-под неусыпного ока Большого брата может вызвать серьезные проблемы. Тем более, что над Исламской Республикой Афганистан свои мышиные крыла простерло ЦРУ, чьи методы общеизвестны. К тому же наш приезд в Кабул совпал с подрывом штатовского патруля. На одной из оживленных улиц афганской столицы террорист-смертник на мотоцикле приблизился к бронированному «Хаммеру» и отправил на тот свет себя, двух американцев да полтора десятка ни в чем не повинных горожан. Об этих прискорбных фактах мы узнали от наших афганских друзей, связанных с кабульской полицией. В тот же вечер мировые информационные агентства, сообщив о взрыве в Кабуле, о жертвах среди мирного населения, умолчали об американских потерях. Очевидно, информация такого рода блокируется союзниками, что совершенно правильно в контексте идущей информационной войны. Так или иначе, нам удалось вырваться лишь в Панджшерское ущелье, которое из грозного становища Ахмад-Шаха Масуда снова превратилось в мирную общедоступную зону, открытую, в том числе, для иностранцев.

Вся поездка в Афганистан заняла чуть более десяти дней, в течение которых состоялось мое знакомство со страной, о которой я так много слышал со времен раннего детства. Восток, горы, танки, вертолеты, дыхание смерти, русские зеленые каски, тельняшки… Звезды, ордена, медные украшения, похожие на древние сокровища, журчание географических названий неизвестных рек и далеких населенных пунктов – все это врывалось в мои детские сны, расцветало в их бирюзовой мгле… Я был готов повторять: «Афганистан, хоть имя дико, но мне ласкает слух оно…» Теперь же романтические образы детства заслонила суровая реальность, очень жесткая и конкретная, разрушающая многие мифы, обнажающая суть многих вещей, связанных не только с Афганистаном. Как оказалось, в моем путешествии был важен не антураж, а особый угол зрения – так сказать, афганский ракурс. Эта поездка прояснила для меня многие вопросы истории и современности.

МНОГО РАЗ МНЕ приходилось читать и слышать, что ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года был «грубейшей политической ошибкой», закончившейся позорным поражением, что приблизило распад СССР.

Это растиражированное утверждение в самой основе своей ложно и даже понятно, откуда «растут уши». Никакого серьезного влияния Афганская война на внутренние процессы в Советском Союзе не оказывала, конечно, до тех пор, пока перестроечная челядь не начала таранить советское общество афганской проблемой. Любая война – трагедия. Но война – это еще и технология. Технологически СССР Афганскую войну выиграл. А вывод советских войск из ДРА в 1989 году был частью большого плана по сворачиванию советского проекта и вовсе не был обусловлен положением дел в самом Афганистане. Дружественный режим Наджиба в ту пору был не только прочен, но и востребован значительной частью афганского общества. К концу 80-х правительству в Кабуле удалось осуществить ряд эффективных социальных реформ, существенно сокративших количество недовольных.

США, Пакистан, Иран и Китай – открыто снабжали повстанцев деньгами и оружием. На поддержку войны с советским контингентом и кабульской властью выделялись Западом колоссальные финансовые средства, новейшие системы вооружения, однако позиции СССР в регионе были незыблемы вплоть до вывода войск.

Почему тогда ввод войск был ошибкой? Или в этом шаге не было никакой необходимости?

Афганистан – замковый камень Евразии. Свято место пусто не бывает. В условиях стратегического противостояния вопрос стоял так: если не мы, то американцы. То, что СССР успел первым занять афганский плацдарм, вызвало приступ бешенства за океаном, информационное торнадо.

Нынешние российские справочники порицают политику СССР: «Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной страны». Заметьте, «ничем не прикрытой»… Даже фиговым листком борьбы с международным терроризмом.

Второе основание ввода советских войск – это рост влияния в регионе радикального ислама. Весомое основание, не правда ли? После исламской революции в Иране перспективы возникновения под брюхом советских республик второго «исламского реактора», но гораздо более неустойчивого и подверженного внешнему влиянию – этого ли хотели советские стратеги?

Американцы, как мы видим, вперлись в Афганистан, въехали туда на хромой кобыле. Правда, случилось это тогда, когда от былого влияния России не осталось и следа.

ПО РУСИ циркулирует красочный миф о том, что Афганистан – это такое место, где ни в жизнь не удержится ни один оккупант. За всю-де историю, начиная с дней Адама, свободолюбивый афганский народ не терпел на своей земле чужеземцев. И это говорится про страну, где десятилетиями торчат иностранные войска!

За этим мифом просматривается тайная надежда российского обывателя на то, что каким-то чудесным образом лишенные внешней подпитки разрозненные группы партизан объединятся и хорошенько надерут задницу коалиционным войскам. Лелеять подобные надежды не стоит. Кстати, если брать историю, то англичане в Афганистане, хоть и получили изрядно по башке, но вовсе не проиграли партию. Иначе не появилась бы на карте позорная «линия Дюранда»…

Афганский народ, как и всякий другой народ, любит свободу и не рад чужому сапогу в своем доме. Но афганское общество фатально расколото, а оккупант прекрасно оснащен – технически, организационно, информационно.

К тому же жители страны предельно устали. Позади тридцать лет войны! Тридцать лет разрухи, голода, холода, обстрелов, бомбовых ударов. Афганцы сделаны, как и мы, из плоти и крови и их врожденное желание бегать по горам с винтовкой – сильно преувеличено.

Разговоры с людьми и некоторые личные наблюдения позволяют мне сделать следующий вывод: мнение, что США и их союзники якобы «увязли» в Афганистане, – миф. На сегодняшний день положение коалиционных сил в этой стране прочно и стабильно.

Страниц: 1 2 3

Оставить комментарий