Азиз Ниязи. ТАДЖИКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА (1990-е гг.)

Четверг, 15 Июль 2010, 10:59 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки: ,

Таджикский конфликт многоуровневый. Его глубинные причины лежат в плоскости острейшей социально-экологической дисгармонии, вызванной разрушительными последствиями ускоренной модернизации (1).
В данной статье не ставилось задачи исследовать весь комплекс проблем, связанных с изменением окружающей среды и разрушением традиционного уклада жизни в Таджикистане. Анализ социально-экологических процессов и альтернативная стратегия развития – это специальные темы исследования. Следует только учесть, что небывалая острота внутритаджикского конфликта была вызвана совпадением во времени и наложением друг на друга экономического, политического и экологического кризисов. Последний сыграл главенствующую роль. Конфликт развивался на разных уровнях: таджики – нетаджики; город – село; индустриальное – традиционное общество; горные – долинные, северные – южные таджики; вражда регионов. Но суть сводилась к борьбе за выживание на фоне демографического взрыва, катастрофической нехватки водно-земельных и соответственно продовольственных ресурсов. Надеяться на урегулирование конфликта военно-политическими методами более чем наивно. Оно должно идти в комплексе, где политика и экономика служили бы гармонизации природы и общества. Индустриальная атака на традиционное общество привела к обратному результату – социально-экономической и культурной катастрофе.
Развитие Таджикистана отброшено на десятилетия назад. Итоги вспыхнувшей там в 1992 г. войны таковы: погибло около 100 тыс. человек; 900 тыс. стали беженцами и вынужденными переселенцами; разрушено более 150 тыс. домов; эмигрировала подавляющая часть интеллектуальной элиты; общий ущерб от конфликта исчисляется в 7 млрд. американских долларов; внешний долг республики превысил 800 млн. долларов. Продолжается резкий экономический спад, растет безработица (2). В сентябре 1994 г. руководство Республики Таджикистан обратилось в ООН с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении ей статуса наименее развитой страны.
Согласно опубликованному ООН в 1994 г. докладу «Экономическое развитие», Таджикистан по качеству жизни населения опустился на 88-е место в мире, на самую низкую ступень среди всех бывших республик СССР (3).
Маховик террора и насилия в Таджикистане раскручивался всеми противоборствующими сторонами с роковой одержимостью и еще долго будут тлеть на этой земле угли мести.
Конфликт носит признаки идейно-политического противостояния новых общественно-политических образований с наследниками посткоммунистической, партийно-государственной системы. Но в ходе него уходили в сторону и идеология и партийная принадлежность его участников, уступая место региональным и клановым интересам. Они в одном случае совпадали с амбициями нового поколения политиков, а в другом – с попыткой отстоять былую систему. Переплетались старые региональные и новые идейно-политические противоречия. Начиная с 1990 г. пирамиду власти в Таджикистане начала разрушать сверху сама разрозненная по земляческому (местническому) признаку номенклатура. К раскачиванию ее подключилась и оппозиция. В итоге к середине 1992 г. при полном параличе центральной власти государство раздробилось на «удельные княжества».
Регионализм продолжает довлеть в общественной жизни республики, определяет поведение и политиков, и масс (4). Междоусобица обострила присущее таджикам субэтническое самосознание. Внутренняя дробность таджикского этноса обусловливает неизбежное присутствие регионального фактора в политике. Сильное чувство принадлежности таджиков к самостоятельным локальным субкультурам служит эффективным инструментом в руках алчущих власти, препятствует консолидации общества.

Специфика регионов

Таджики – это и единый народ, и совокупность локально-территориальных общностей. Этнографы выделяют до шести уровней таких общностей: от жителей соседних деревень до горных и долинных, северных и южных таджиков. Административно-территориальное деление Таджикистана в советский период на области и районы лишь зафиксировало сложившиеся к началу ХХ в. территориальные объединения с элементами государственности. Основная граница пролегала тогда между Cевером и Югом. В 1886 г. Cевер в пределах современных территорий Ленинабадской области и Мургабского района был присоединен к Российской империи. Здесь, в российском Туркестане, быстрее развивались промышленность, сельское хозяйство, системы образования и здравоохранения. Центр северного Таджикистана г. Худжанд (Ходжент) с прилегающими к нему землями входил в единый культурный ареал влияния Ферганы, Самарканда и Бухары. Древняя городская культура, психологическая «покладистость» этнически размытых северян предопределили их открытость внешнему миру.
Юг, остававшийся в составе Восточной Бухары, представлял менее развитую часть. Разделенные горными хребтами и поделенные на бекства (Гиссарское, Кулябское, Каратегинское, Курган-Тюбинское и др.), южные таджики жили более самостоятельно и замкнуто. Влияние городской культуры здесь было не столь велико, доминировала крестьянская общинная традиция. Суровая жизнь в горах формировала твердость характера. Горец был всегда более прямолинеен и наивен, чем его долинный собрат.
В то же время в отличие от равнинных, южные горные таджики четче раздроблены на локальные субкультуры – каратегинскую (гармскую), кулябскую, бадахшанскую и др. Социально-экономическая и культурная стратификация таджикского общества на уровне крупных регионов сохраняется и ныне. Выделим основные территориально-административные образования, противоречия и интересы которых обусловливают специфику конфликта в республике (5).
До последнего времени привилегированное положение занимала Ленинабадская область, расположенная на севере страны. Ее политическая, торговая и хозяйственная элита десятилетиями лидировала в общественной жизни (6). Ленинабадцы теснее всех были связаны с Москвой. И в наше время многие эффективные экономические и отчасти политические нити связей со странами СНГ остаются в их руках. Северяне на государственном и частном уровне до недавнего времени контролировали международное экономическое сотрудничество с Западом и Востоком, серьезно влияли на выработку внешней политики. В социально-экономическом плане Север – наиболее развитая часть Таджикистана. Уровень жизни здесь был и остается выше, чем в среднем по республике. В области выращиваются хлопок, табак. Широкомасштабные боевые действия не затронули расположенный здесь крупнейший в республике промышленный сектор. Значительная часть промышленных предприятий северного региона замкнута на производственные объединения военно-промышленного комплекса (ВПК) стран СНГ. В области добывают и перерабатывают редкоземельные и драгоценные металлы. Она лидирует по численности населения. Согласно переписи населения 1989 г., в ней проживало 1 588,1 тыс. человек, в 1994 г. – свыше 1 800 тыс. Север республики отделен от остальной части горами Зеравшанского хребта и соединен со столицей лишь автотрассой. Такая естественная географическая обособленность делает область защищенной от расползания военного конфликта на ее территорию. Относительные политическая и экономическая стабильность привлекают зарубежный капитал, в частности из США, Израиля, Канады, Великобритании. Из стран СНГ экономические связи развиваются в первую очередь с Россией и Узбекистаном.
Тесная связь с общим хозяйственным комплексом стран постсоветского содружества определяет особое положение области и ее элиты. Ленинабадцы, несмотря на частичное отстранение их с 1994 г. от кормила власти, будут играть решающую роль в выработке экономических решений и отчасти политического курса. В их руках остаются важнейшие козыри номенклатурных игр и экономические рычаги давления на союзников и оппонентов. Ленинабадская область – единственный регион, реально способный к самостоятельному развитию в случае раскола республики.Недаром в моменты политических кризисов 1992, 1993 и 1994 гг. местное руководство прорабатывало варианты самой широкой автономии для области вплоть до полного выхода из состава Таджикистана.
Кулябская зона Хатлонской области (бывшая Кулябская область), ставшая в 1991 г. политическим союзником Ленинабадской области, представляет собой преимущественно земледельческий район. В промышленности занято только 7,1% от общей численности занятых в народном хозяйстве. Разработанный в 8О-е гг. государственный план комплексного развития Кулябской области предусматривал ускоренную индустриализацию этого южного региона. Он считается наиболее обеспеченным в республике топливными ресурсами. Помимо угля, нефти, газа этот край богат золотом, асбестом, солью, строительным камнем. Но добыча полезных ископаемых невозможна без поддержки промышленного Севера. К тому же интересы кулябцев и ленинабадцев пересекаются в хлопковой индустрии. Значительная часть «белого золота» идет на экспорт и на нужды ВПК СНГ. Кулябская зона – его крупнейший поставщик, а экспортно-импортные операции до последнего времени контролировали преимущественно ленинабадцы. Согласно схеме развития и размещения производительных сил Таджикистана на период до 2005 г., посевы хлопка в кулябском регионе будут значительно увеличены за счет орошения крупного массива земель в Дангаринской степи.
Развитие строительства, хлопководства, добычи полезных ископаемых связывало политические и экономические интересы ленинабадской и кулябской элит, сулило немалые прибыли чиновникам, предпринимателям, зарождающейся бюрократической буржуазии.
В то же время социально-экономическая ситуация в области на рубеже 80-х – 90-х гг. ухудшалась. По уровню жизни Куляб значительно отставал от других регионов. Высокими темпами шел естественный прирост населения. За десять лет, с 1979 по 1989 гг. оно увеличилось на 41% и составляло 621, 4 тыс. человек. Область давала самый низкий показатель участия трудовых ресурсов в общественном производстве и учебе с отрывом от производства. Высокие темпы прироста трудоспособного населения постоянно опережали уровень его занятости. В начале 1993 г. общее число безработных превышало 80 тыс. человек.
Одновременно обострялись серьезные экологические проблемы, связанные с загрязнением пресной воды, выходом из оборота нерационально используемых земель. Росла социальная напряженность.
Гиссарская зона, примыкающая к столице и тянущаяся от нее на запад к границе Узбекистана, – относительно развитая в промышленном отношении часть Таджикистана. Ее развитие шло в увязке с планами развития г. Душанбе и крупных населенных пунктов, тяготеющих к нему. В Гиссарской долине, в г. Турсунзаде (бывший г. Регар), возведен промышленный гигант – Таджикский алюминиевый завод. Наряду с хлопком алюминий – главный источник поступления твердой валюты в республику. Им расплачиваются за ввозимое продовольствие и топливо. Долина дает хлопок, снабжает столицу сельхозпродукцией. Душанбе и близлежащие районы привязаны к ее агропромышленному комплексу. На уровне мелкотоварной, частной и кооперативной торговли гиссарцы составляли конкуренцию на внутреннем рынке для жителей Гармской группы районов. Традиционно центральная власть покровительствовала Гиссару. Географическая близость Гиссарской долины и Ленинабадской области сближала их интересы. С начала 90-х гг. возник неофициальный ленинабадско-гиссарский финансовый альянс, представленный руководителями государственных, полугосударственных и частных банков. Тогда же гиссарцы, ощутившие экономическое влияние и потенциал своего региона, начали претендовать на более широкое участие в выработке политических и экономических решений на высшем уровне.
В ином положении находилась Гармская группа районов, или Гармская зона, на востоке республики. В нее входят районы Гарма, Каратегина (Комсомолабада), Таджикабада, Файзабада, Оби-Гарма, Джиргиталя. Зона бедна выявленными месторождениями полезных ископаемых, хлопок не возделывается. Благодаря обилию воды и мягкому климату население здесь традиционно специализировалось на выращивании овощей, фруктов, масличных и зерновых культур. На обширных пастбищах выпасали не только местные стада, но и скот из других районов республики. Процветала мелкая торговля, в основном на внутреннем рынке. Гарм давал значительную долю сельхозпродукции для республики. Высокие урожаи и торговля обеспечивали относительно безбедную жизнь. Постепенно, накопив денег, гармцы все активнее начали проникать в сферу государственной торговли и распределения. Во второй половине 80-х гг. началось вытеснение ими из торговых структур традиционно занимавших эту нишу узбеков и долинных таджиков (ленинабадских, гиссарских, ферганских, самаркандских, бухарских и др.).

Страниц: 1 2 3 4 5 6

Один комментарий на “Азиз Ниязи. ТАДЖИКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА (1990-е гг.)”

  1. 1Shosa

    Да очень трагичные времена были … А стабильность во всем регионе зависит от правильной политики всех глав государств

Оставить комментарий