Азиз Ниязи. ТАДЖИКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА (1990-е гг.)

Четверг, 15 Июль 2010, 10:59 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки: ,

1993-1995 гг.

На рубеже 1992-93 гг. очаги сопротивления оппозиции были полностью подавлены в Ленинском районе близ Душанбе, Гиссарской долине, в Матче и Курган-Тюбинской области. В Кулябе с исламской оппозицией жестоко расправились еще весной 1992 г.
Сотни тысяч беженцев из долин, в основном гармцы и бадахшанцы, двинулись в Афганистан, гармскую группу районов и на Памир. Часть бежала в Россию и другие республики СНГ. Отступавшая исламская оппозиция зимой 1992-1993 гг. попыталась укрепиться в горах Припамирья, объявила о создании там Гармской исламской республики, однако вскоре была вытеснена в Афганистан проправительственными силами. Тем не менее Гармская зона до сих пор не контролируется в полной мере душанбинскими властями, остается базой повстанческого движения. Действия местных вооруженных групп координируются Движением исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ).
Другой очаг нестабильности – ГБАО. Отряды самообороны Бадахшана блокируют ввод на его территорию правительственных сил. Часть полевых командиров поддерживает не склонную к сотрудничеству с ДИВТ местную администрацию, часть – в основном из суннитских районов ГБАО, – напротив, подчиняется руководству исламской оппозиции (17).
В целом гармцы и бадахшанцы с 1993 г. оказались отстранены от участия в принятии важнейших политических и экономических решений на государственном уровне, а также от передела собственности.
На рубеже 1992-1993 гг. верхушка пирамиды власти в Таджикистане начала восстанавливаться, но альянс победителей поспешил распределить ключевые должности в первую очередь между «своими». Пост президента был отменен. Кресло премьер-министра занял лидер ленинабадцев Абдумалик Абдуллоджанов, спикера парламента – выходец из Куляба Эмомали Рахмонов. Их союзники из Гиссарской долины получили более широкий доступ к финансовым и торговым структурам. Аппетит гиссарцев, требовавших объединить районы Гиссарской долины в Гиссарскую область, удалось умерить, назначив их лидера Джамолиддина Мансурова мэром г. Душанбе.
Ленинабадцы начали контролировать экономику и внешние связи, кулябцы – силовые структуры. Последние настояли также на слиянии Кулябской области с Курган-Тюбинской и во вновь образованной на их основе Хатлонской области заняли ключевые административные посты.
К осени 1993 г. в стане властвующих союзников наметились серьезные трения. Они отразились в процессе формирования новых политических объединений – Партии национального единства и Народной партии Таджикистана. Их цели и задачи не противоречили друг другу и во многом были схожи, но они выражали интересы различных региональных группировок официоза. За первой стояли прагматики – возглавляемая Абдуллоджановым политическая и экономическая элита, преимущественно с Севера, за второй – идеологи-консерваторы во главе с первым заместителем председателя ВС, кулябцем Абдумаджидом Достиевым.
Внутренняя борьба разворачивалась за средоточие властных полномочий на верхушке государственной пирамиды. В Средней Азии Республика Таджикистан оказалась единственной страной без президента. Жизнеспособность возникшей там в конце 1992 г. системы власти вызывала большие сомнения. С самого начала не были четко определены и закреплены полномочия председателей Совета министров (СМ) и Верховного совета. Поспешные договоренности при распределении главных государственных постов на 16-й сессии ВС впоследствии привели к большой неразберихе. Произошло обычное – смешение законодательных и исполнительных функций, проявились попытки сконцентрировать полноту власти в парламенте (ВС) или в правительстве (СМ).
В первой половине 1993 г. премьер-министр Абдумалик Абдуллоджанов обладал очень важным в условиях Таджикистана правом – снимать и назначать областное и районное руководство. В политической жизни республики позиции председателей исполкомов областей, районов и крупных городов играют подчас решающую роль. Однако вскоре на такие полномочия начала претендовать верхушка парламента. Сильной власти премьер-министра не получилось.
К концу 1993 г. обострились разногласия относительно темпов и методов реформ, в частности о путях приватизации. В ВС и СМ, отражавших разные групповые и региональные интересы, точки зрения по экономическим проблемам часто не совпадали. Лидировавшие в правительстве ленинабадцы лучше всех воспользовались предоставившейся возможностью обогащения. Наиболее благоприятное социально-экономическое положение сохранялось в их родной вотчине. Куляб так и не получил ожидаемых крупных финансово-материальных вливаний для стабилизации местной экономики. Абдуллоджанов и его окружение контролировали внешние связи, получение и распределение внешних кредитов и гуманитарной помощи. Кулябцы отчасти захватили освободившиеся ниши в сфере мелкого и среднего бизнеса. Однако они, впрочем, как и парламент в целом, не контролировали экспортно-импортные операции, крупные коммерческие проекты, движение денег, их перекачку из государственного в негосударственный сектор экономики.
Накануне 18-й сессии ВС, осенью 1993 г., команда Абдумалика Абдуллоджанова поспешила ускорить темпы разгосударствления собственности. В свою очередь Президиум ВС издал указ о запрете работы по совместительству для лиц, занимающих посты в органах государственной власти. Им запрещалось участвовать в предпринимательской деятельности. Указ явно задевал интересы самого премьера, его окружения и влиятельных родственников, в частности предприимчивого председателя Ленинабадского облисполкома Абдужалила Хамидова. Дело принимало крутой оборот с уголовным оттенком. В конфликт была вовлечена прокуратура.
Вопреки многим ожиданиям конфликт разрешился полюбовно. Ленинабадцы и выходцы из кулябского региона обойтись друг без друга все же не могут. Как указывалось выше, в руках промышленного Севера остаются солидные внешние связи, экономические рычаги. В свою очередь кулябцы и отчасти гиссарцы в значительной степени пополнили силовые ведомства и участвуют в подавлении вооруженной оппозиции. К тому же, как уже упоминалось, Ленинабад, Гиссар и Куляб связаны общими экономическими интересами.
На 18-й сессии ВС в декабре 1993 г. Абдуллоджанов подал в отставку, но правящий региональный альянс сохранился. Новым главой правительства был назначен его первый заместитель и земляк Абдужалил Самадов. Сохранился и прежний Президиум ВС. Однако власть предержащие ощутили непрочность существовавшей системы правления. В ней отсутствовала центральная объединяющая фигура – президент. В конце 1994 г. республика получила своего третьего президента. Им стал Эмомали Рахмонов. В целом 1994 г. не принес существенных перемен в региональный расклад сил. «Ущемленными», как и прежде, остались Гарм и Бадахшан, куски от пирога власти делили Куляб, Гиссар и Ленинабад.
В 1995 г. в число «ущемленных» попали и ленинабадцы. Проявилась тенденция их сближения с бадахшанцами. Кулябская элита протянула руку гармской номенклатуре.

Страниц: 1 2 3 4 5 6

Один комментарий на “Азиз Ниязи. ТАДЖИКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА (1990-е гг.)”

  1. 1Shosa

    Да очень трагичные времена были … А стабильность во всем регионе зависит от правильной политики всех глав государств

Оставить комментарий