ирония

Различные типы иронии

Андрей МАЛЬЦЕВ

Ирония  может  быть  тоталитарной

Это  ирония  сильного  над  слабым. Это  ирония  националиста  над  другими  нациями;  это  ирония  передовой  культуры  над  отсталыми;  это  ирония  победившего  класса  над  осколками  старого  класса;  это  ирония  «человека из народа»  по  отношению  к  «гнилому  интеллигенту»;  это  ирония  интеллектуала  над  рабочим-быдлом;  это  ирония  нового  над  старым;  модного  над  немодным;  это  ирония  победителя  над  неудачником;  успешного  над  лохом;  богатого  над  бедным;  столичного  над  провинциальным;  ирония  Ксюши  Собчак  по  отношению с себе и лохушкам  вокруг  и  многое,  многое  другое.

Понятно,  что  под  «силой»  подразумевается  символическая  власть  или  символическое  чувство  превосходства,  прежде  всего,  а  потом  уже  экономическая,  политическая,  административная  «сила».

Ирония  может  быть  либеральной

Это либерал-ироник Ричарда Рорти, человек  признающий  случайность  своего  исторического  существования,  своей  культуры,  своих  взглядов,  своего языка,  номиналист,  историцист.

Либерал-ироник  понимает,  что  его  словарь  конечен,  всегда неполон,  а  значит  и  его взгляд  на  мир,  его  культурные  навыки,  его  представления  о  жизни  и  т.п.  –  конечны,  неполны,  рано  или  поздно  отомрут,  на  смену  им  придут  другие  языки,  словари,  картины мира  и  т.д. И  в  этих  изменениях  нет  никакой  метафизической  или  исторической  логики,  никакой  внутренней  или  внешней  закономерности  -  есть  только  случайность  и  ирония (бедный, бедный Гегель).

Признавая  случайность  своей  культуры  и  своего  взгляда  на  мир,  своих  представлений  о  рациональном  и  значимом,  либерал-ироник  считает,  что  все  должны  быть  свободны,  все  одинаково  имеют  право  говорить:  выражать  свои  культурные  предпочтения,  свои  взгляды  на  мир  и  т.д.  Каждый  язык,  каждый  словарь  имеет  право  на  существование  (напомню:  наш  язык,  наш  словарь  –  это  наш  мир).   Никакие  культурные  или  институциональные  особенности  не  должны  давать  привилегию  говорить  громче,  провозглашать  универсальную  истину  и  т.п. Даже  если  эти  социальные  образования  связаны  с  требованиями  свободы.

«Я буду называть «ироником» того, кто удовлетворяет трем условиям: (1) он всегда радикально и беспрестанно сомневается в конечном словаре, которым он пользуется в настоящее время, потому что на него уже произвели впечатление другие словари, словари, которые принимались за окончательные людьми или книгами, с которыми он столкнулся; (2) он признает, что аргумент выраженный в его сегодняшнем словаре, не может ни подтвердить, ни разрешить этих сомнений; (3) поскольку он философствует о своей ситуации, он не думает, что его словарь гораздо ближе к реальности чем другие, или что он находится в соприкосновении с силой, отличной от него самого».

[Ричард Рорти _ Случайность, ирония и солидарность]

В  наших  краях  такие  либералы большая редкость,  еще  не  зародились, не размножились, не выросли до значимой популяции

Ирония может быть цинической

Это  ирония  людей,  которые  вполне  понимают  всю  случайность  своего  исторического  существования,  случайность  своей  культуры,  своего  жизненного  мира,  социального  и  политического  устройства.  И…   соглашаются  существовать  в  нем.  Существовать  с  минимумом  проблем.  Существовать  весело.  Смеяться  над  окружающим  миром  и  соглашаться  с  его  несправедливостью.  Дистанцироваться  от  него  и  мириться  с  ним.  Циническое  разочарование.

«…Время  цинично,  оно  знает,  что  у  новых  ценностей  короткие  ноги»

[Слотердайк _ Критика цинического разума]

Лишенная  иллюзий  и  ориентированная  на  удовольствия  жизнь,  которая  умеет  считаться  с  данностями.

«Быть  готовым  ко  всему  —  мудрость,  делающая  неуязвимым.  Жизнь  вопреки  истории;  экзистенциальная  редукция;  «как  бы»  социализация  —  социализация  понарошку;  ирония  по  отношению  к  политике;  недоверие  к  «проектам».  Культура  нового  язычества,  которая  не  верит  в жизнь  после  смерти,  а  потому  вынуждена  искать  жизнь  до  нее».  

[Слотердайк _ Критика цинического разума]

Это то, что Жижек назвал «тоталитарным смехом»: циническая дистанция, смех, ирония выступают частью принятых правил игры.  Смех,  который  не  разрушает.  Ирония,  которая  не  ранит. Цинизм как форма современной идеологии:

«Цинический субъект вполне отдает себе отчет в дистанции между идеологической маской и социальной действительностью, но тем не менее не отказывается от маски»

[Жижек _ Возвышенный объект идеологии]

«Они отлично осознают, что делают, но тем не менее продолжают делать это»

[Жижек цитирует  Слотердайка].

Ирония может быть постмодернистской

Здесь ирония возведена в культ. И перестает быть иронией. Иронизм съедает сам себя.

Постмодернизм, поструктурализм превращаются в спагетти-постмодернизм, в спагетти-постструктурализм (по аналогии со «спагетти-вестерном»)  [метафора Жижека].

Ирония превращается в пародию, в примитивную, сделанную по одному лекалу пародию (вроде фильмов «Самый лучший фильм», Самый лучший фильм-2″, Самый лучший фильм-3″ и так далее).

Эта ирония – способ существования современного хайдеггеровского Das Man – такая же легкость, текучесть, болтливость, необязательность, нерешительность, страсть к «новому», подчинение конъюнктуре и мнению большинства.

Ирония может быть глупой

А еще ирония может быть глупой, просто глупой, ирония которая стыдится своей самости, своего «Я» и пытается запрятать свои бытийные основания как можно глубже от посторонних глаз, пугаясь не столько окружающих людей, сколько собственных явных или выдуманных комплексов.

Это ирония заставляет себя иронизировать, чтобы спрятаться от Другого, чтобы замкнуться, чтобы поставить стенку между собой и окружающим миром: «Да чего мы там не видели

Спасаясь от Других (людей, мнений, знаний etc.), этот тип ироника бежит от разнообразия жизни, барахтаясь и утопая в пустом и грустном остроумии.

Это смешная и жалкая ирония.

 

Оставить комментарий