Азиз Ниязи. ТАДЖИКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА (1990-е гг.)

Четверг, 15 Июль 2010, 10:59 | Рубрика: Аналитика и публицистика
Ярлыки: ,

В начале 90-х гг. население Гармской зоны превышало 500 тыс. человек. Его естественный прирост был наиболее высоким по республике. С 1979 по 1989 г. оно увеличилось на 42%. Миграционное сальдо оставалось положительным. Свыше 95% таджиков гармского региона – сельские жители. Здесь крепки были общинно-патриархальные отношения и связи, чтились вековые устои. Местное население отличалось особой набожностью.
Планы руководства республики в этом регионе были связаны прежде всего со строительством крупнейшей в Таджикистане Рогунской ГЭС. Она одна из немногих на территории бывшего СССР, в проектировке и строительстве которой принимал участие ВПК. Однако подавляющей части местной номенклатуры, ни тем более крестьянам возведение рогунского гиганта не давало никаких благ. Наоборот, в зону затопления попадали плодородные земли, более 60 кишлаков Каратегинского ущелья. Многих планировалось переселить в засушливую степь Дангары, осваиваемую под выращивание хлопка. Фактор Рогуна обострил отношения горцев гармской группы районов с северянами и их кулябскими союзниками (7).
В крайне тяжелом положении находилась юго-восточная, соседствующая с Гармской зоной Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО). Среди населения Бадахшана самый высокий уровень безработицы и самый низкий уровень жизни по основным показателям. К 1992 г. число безработных там приближалось к 40 тыс., в то время как проживало около 175 тыс. человек. При этом в последнее десятилетие среди бадахшанцев отмечался наиболее высокий по республике процент лиц с высшим и средним специальным образованием. В родном краю их знания были невостребованными и значительная часть молодежи оставалась после учебы в Душанбе, находила работу в близлежащем к столице Ленинском районе, в Гиссарской долине, Курган-Тюбинской области. Постепенно выходцы из Бадахшана пробивались в сферы образования, культуры, науки, транспорта, отчасти торговли. С 1990 г. прослеживалось весьма впечатляющее пополнение ими органов Министерства внутренних дел (милиции). К 1992 г. сложилась такая ситуация, когда за пределами ГБАО проживало около 180 тыс. бадахшанцев – больше, чем в самой области. Население ГБАО составляло 3,1% от всех жителей Таджикистана, но на развитие области направлялось лишь 1,8% от централизованных капитальных вложений.
Бадахшан не в состоянии обеспечить себя необходимыми продуктами и товарами. ГБАО всегда находилась на республиканских дотациях. Горный край богат полезными ископаемыми, в том числе золотом, серебром, металлами платиновой группы, ураном, вольфрамом, молибденом, ртутью, сурьмой и другими редкими металлами. Однако разработка залежей промышленным способом практически не ведется.
За последние годы было принято свыше 20 правительственных постановлений по социально-экономическому развитию ГБАО, однако ни одно из них не было реализовано. Поэтому оснований для недовольства центральными властями у жителей области накопилось более чем достаточно.
Кроме того, сказывается заметная культурно-психологическая обособленность бадахшанцев-исмаилитов. Они составляют значительную часть жителей Памира и говорят на диалектах, не понятных остальным таджикам, по этническому типу сильно выделяются среди них (8). Несмотря на языковые различия, исмаилиты Горного Бадахшана представляют монолитную, сцементированную этнорелигиозной принадлежностью общину, наподобие сикхов Индии. Характерна их самоидентификация – «помири», т. е. памирцы. Значительная их часть не признает себя таджиками, другие считают, что именно они «чистые» таджики, избежавшие прилива тюркской и арабской крови. В массовом сознании таджиков за пределами Бадахшана, а также узбеков и русскоязычных памирцы – не таджики.
Исмаилиты Памира – самая сплоченная часть населения Таджикистана. Сильное чувство общинной солидарности базируется на традиционной структуре исмаилитской организации и на широко разветвленных родственных связях жителей разных районов ГБАО. Крепки семейно-клановые узы. Примечательно, что область стоит на первом месте в республике по количеству сложных многопоколенных семей. Если на долю таковых в республике в последнее десятилетие приходилось в целом 12,2%, то в ГБАО – 21%. Недаром в Таджикистане говорят, что все памирцы – родственники.
Благодаря этому Горный Бадахшан резко выделяется на фоне остальных регионов в плане возможностей эффективной политической мобилизации масс. Велика здесь возможность развития сепаратистских тенденций.
Весной 1992 г. памирская община столицы проявила мощную сплоченность и активность в поддержке своих лидеров. Бадахшан и Гарм объединились против альянса кулябцев, ленинабадцев и гиссарцев. Это сближение основывалось на временной общности экономических и политических интересов, отсутствии острой конкуренции в различных сферах занятости.
И наконец, – пестрая в этническом и субэтническом плане Курган-Тюбинская зона Хатлонской области (бывшая Курган-Тюбинская область). Помимо местных таджиков, здесь проживало немало переселенцев из других регионов республики, в частности, из кулябского и гармского. Здесь же – в Вахшской долине – было немало узбеков и таджиков, переселившихся в свое время из Сурхандарьинской, Самаркандской и Ферганской областей Узбекистана. Веками проживали тюркские племена локай, кунграт, катаган, дурмен, юз и другие. Жили также уйгуры, туркмены, арабы, белуджи, русские, немцы, белорусы, украинцы, осетины и другие народы и народности. Численность населения Курган-Тюбинской области, согласно переписи 1989 г., составляла 1 046,6 тыс., т.е. более 20% состава всего населения республики. В области производилась примерно 1/6 часть валового общественного продукта и национального дохода республики, 14% всей товарной промышленной продукции Таджикистана. Высокими темпами развивалась здесь химическая, нефтехимическая и строительная промышленность, электроэнергетика. Особое внимание уделялось развитию отраслей хлопкового комплекса: в области собиралась половина объема хлопка-сырца, в том числе и ценных тонковолокнистых сортов, и производилось около 40% хлопка-волокна всей республики.
Поспешное, порой непродуманное развитие индустриального и хлопкового комплексов Курган-Тюбинской области обостряло социальную напряженность. Условия жизни во многих ее районах становились крайне тяжелыми. На хлопковых полях нещадно эксплуатировался почти дармовой женский и детский труд. На фоне демографического взрыва нарушалось экологическое равновесие. Все больше ощущался дефицит водных и земельных ресурсов. Ценные сельскохозяйственные земли деградировали. Экологами отмечались недопустимые нормы загрязнения атмосферы. Вахшским азотно-туковым заводом было отравлено единственное в Вахшской долине уникальное месторождение подземных вод, предназначавшееся для снабжения населенных пунктов долины. Невыносимую нагрузку на окружающую среду начали оказывать крупные животноводческие комплексы. С ростом больших поселков и плотности населения в них (во многих она доходила от 500 до 900 человек на кв. км) резко менялось естественное состояние окружающей среды, ухудшались санитарные условия, возрастал уровень заболеваемости. В области росла преступность. Обстановка усугублялась расположенными здесь исправительно-трудовыми колониями и вольными поселениями для заключенных.
Во второй половине 80-х – начале 90-х гг. в области постоянно вспыхивали локальные конфликты как между таджиками и нетаджиками, так и между самими таджиками из различных регионов республики. Шла острая номенклатурная борьба преимущественно между узбеками, гармскими и кулябскими таджиками за административно-хозяйственные посты всех уровней. Здесь, в ускоренно индустриализировавшемся регионе с его этнической и субэтнической мозаичностью, в первую очередь вызревали те нарывы, которые позже покрыли тело республики. Региональные противоречия и интересы выплескивались в местнической борьбе районного и областного начальства. Земляческие нити внутрирегиональных номенклатурных игр тянулись в центральный аппарат власти.

Страниц: 1 2 3 4 5 6

Один комментарий на “Азиз Ниязи. ТАДЖИКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА (1990-е гг.)”

  1. 1Shosa

    Да очень трагичные времена были … А стабильность во всем регионе зависит от правильной политики всех глав государств

Оставить комментарий