Рустем Джангуджин (Жангожа). Что всходит после того, как посеешь «семена афганского ветра»?

#4.Возможный сценарий развития ситуации в Афганистане для Украины

Гуманитарный аспект. Приведенные выше сведения о бедственном положении населения Афганистана, при всей своей кажущейся отдаленности от процессов, происходящих в современной Украине, имеют к нашей стране самое непосредственное отношение. За последнее десятилетие численность представителей афганской диаспоры в Украине неизменно росла и сегодня весьма значительна (см. таблицу) .

Надо иметь в виду, что все этнические афганцы с повышенной тревогой и сочувствием относятся к тому, что происходит сегодня на их исторической родине с их близкими и родными. Известно, что по своему менталитету эти люди чрезвычайно привязаны к своим родственникам и землякам и готовы для их благополучия поступиться своим относительно умеренным материальным благополучием, которого они достигли, живя в Украине. Надо полагать, что часть потока беженцев, памятуя о добросердечии своих родственников, соплеменников и просто земляках и соседей, не преминет воспользоваться их кровом и поддержкой. Хотя бы на первый период после своего вынужденного переселения в страну. Ведь Украина, и это вполне справедливо, слывет в их сознании, страной, где царят гражданский мир и общественное согласие и уже по этим признакам является весьма привлекательной страной для беженцев и мигрантов. Здесь имеется достаточно емкий рынок рабочей силы, в особенности, в сфере услуг, которую с успехом для себя уже освоили выходцы из всего юго-восточного ареала мира.

Украина, в силу своего географического расположения, представляется страной, через которую удобно совершить транзитный рейд в направлении материально обеспеченной Западной Европы, где также проживает значительное число афганских беженцев, готовых оказать помощь и поддержку своим землякам. Происходит это вследствие существующей «прозрачности» границ между странами СНГ.

Эти обстоятельства создают для Украины целый ряд весьма сложных проблем, связанных с приемом (или с отказом в приеме) значительного потока беженцев. С одной стороны, Украина приняла на себя ряд обязательств перед международными институтами, в соответствии с которыми она обязана обеспечивать права вынужденных беженцев, оказавшихся на ее территории и оказывать им материальное содействие в обустройстве. Нарушать подписанные международные соглашения Украина не имеет права.

С другой стороны, по информации цитированного нами выше В. Победоносцева, «поток вынужденных беженцев из стран, вовлеченных в кризис, явно превышают все оговоренные квоты и материальные возможности Украины по их приему. Более того, транзитные потоки беженцев, устремляющихся в направлении западноевропейских стран и остановленные на западных рубежах страны, по существующим во всем мире правовым соглашениям, должны быть, возвращены в Украину. При этом, все материальные затраты, связанные с этапированием беженцев на территорию Украины, через которую они пытались проникнуть в западные страны, автоматически погашаются за ее счет».

Но и это еще не все. И, возможно, не главное при решении проблем обустройства осевших на территории Украины и упорядочения усилившегося за последнее время стихийного потока пересекающих ее транзитом в направлении Западной Европы, афганских беженцев. По данным международных экспертов, «Держава Горного Старца» экспортирует на европейские рынки порядка 75% из общего объема героина и порядка 60% – на мировые рынки сбыта этого «товара». В связи с этим, начальник Юго-Восточного регионального управления пограничной службы, генерал-лейтенант Рамиль Муллаянов выступил с предложением об установлении визового режима на российско-казахстанской границе .

Дело здесь, разумеется, не в Казахстане, а в том, что, в настоящее время, эта страна, в силу своего трансграничного расположения, легкой пронизываемости границ и целого ряда иных причин, используется международными нарко-картелями в качестве одного из важнейших маршрутов, для значительно расширившегося за последние десятилетия, потока наркотических средств. У Украины, как и у Казахстана, существует соглашение с ННГ СНГ о безвизовом пересечении государственных границ. Кроме того, буквально до последнего времени, Украина имела особо льготный пограничный режим со странами бывшего социалистического лагеря. Нетрудно, поэтому предположить, что в возникшей ситуации территория Украины представляет особую привлекательность для транзита наркотиков в Западную Европу. Впрочем, для полноты картины по этому вопросу было бы уместнее не развивать тему наркотрафика и наркоторговли в настоящей статье, а порекомендовать фундаментальное исследование этой проблемы у М.Б. Олкотт и Н. Удальцовой-Зварт . Мы же позволим себе перейти к другому аспекту проблемы.

Поскольку рядом аналитиков и политических экспертов события в Афганистане интерпретируются как начало глобального столкновения цивилизаций (христианской и исламской – по С. Хангтинтону), то нельзя оставить вне поля зрения возможность влияния религиозного фактора на развитие ситуации Украине.

Для того чтобы иметь представление о состоянии межрелигиозных и межэтнических отношений в стране необходимо принять во внимание следующее.

Исламский фактор. Не у кого не вызывает сомнения тот бесспорный факт, что Ислам в Украине является неотъемлемой составной частью религиозной жизни общества и одной из наиболее развивающихся религий в стране.

Регионами самого широкого распространения последователей ислама в Украине являются: Автономная республика Крым, Донецкая, Луганская, Харьковская, Херсонская области, г. Киев.

Единой структуры управления в масштабах Украины мусульмане не имеют. К началу 2000 года функционировало, как минимум, три зарегистрированных автономных центра: Духовное управление мусульман Украины (г. Киев), возглавляемое гражданином Ливана шейхом Ахмедом Тамимом; Духовное управление мусульман Крыма; Независимое духовное управление мусульман Украины, фактическим руководителем которого являлся Рашид Брагин (Донбасс) – один из основателей Партии мусульман Украины (ПМУ). В Донбассе к началу 90-х годов насчитывалось около 87 тыс. татар – преимущественно, выходцев с Поволжья.

По официальным данным Государственного комитета Украины по делам религий, количество общин и объединений мусульман существенно увеличилось и на 1 апреля 2001 г., к примеру, в Крыму функционировало 296 (298) мусульманских общин.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Оставить комментарий