Рустем Джангуджин (Жангожа). Что всходит после того, как посеешь «семена афганского ветра»?

Одной из главных проблем мусульман Крыма является отсутствие необходимого количества мечетей и квалифицированного духовенства. Общины обеспечены культовыми сооружениями приблизительно лишь на 40%. Построение новых мечетей осуществляется, преимущественно, за счет иностранных спонсоров. Помощь в финансировании строительства, подготовке священнослужителей предоставляет в основном Турция, которая до настоящего времени стала постепенно уменьшать объемы финансирования, поскольку, по мнению некоторых турецких аналитиков, религиозность крымских татар крайне низка.

Заинтересованность судьбой крымских татар проявила и Саудовская Аравия. Исламский банк, контролируемый этой страной, в свое время предоставил финансовую помощь для обеспечения крымских татар жильем. Саудовская Аравия, являющаяся родиной ваххабизма, предоставляет также помощь в подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты

Возможность влияния этих государств на внутриполитическую ситуацию в Крыму, ч посредством мусульманской уммы, пока что незначительна. Однако его расширение в будущем вполне вероятно. Тем более, если учесть, что хотя активность мусульман Крыма имеет, прежде всего, экономическую и политическую подоплеку, в политических акциях зачастую используются религиозные лозунги.

Одними из самых важных для крымских татар проблем являются обретение ими украинского гражданства и полномочного представительства крымскотатарской общины в центральных органах государственной власти и в Крыму. Промедление с принятием решений относительно гражданства крымскотатарских переселенцев, не достаочное обеспечение их равноправного участия в процессах приватизации, компенсации потерь во время и после депортации, может привести к осложнению ситуации – радикализации крымскотатарского национального движения, возможно, под исламскими, националистическими и сепаратистскими лозунгами.

Что же касается объединения мусульман в Донбассе, то не исключается возможность влияния России через мусульманскую среду на внутриполитическую ситуацию в Украине. Другие мусульманские объединения в Украине заметного влияния на политическую жизнь в настоящее время пока что не имеют.

Использование другими государствами мусульманской среды своих стран с целью распространения влияния на Украину сегодня видится довольно сомнительным, хотя такая возможность целиком не исключается. Надлежит иметь в виду, что мусульмане Запада, а также исламского мира в целом при определенной ситуации могут оказать поддержку исламским экстремистам в Украине (в первую очередь – в Крыму), распространить среди мусульман Украины идеи о их «оторванности от единого мусульманского мира», «ограничении прав мусульманского населения», «его неадекватной репрезентованности в органах государственного управления», приводить в качестве примера Чечню как модель развития исламских регионов Украины (Крым, Донбасс). А это может привести к дестабилизации внутриполитической ситуации.

В настоящее время влияние мусульман из-за границы на Украину и наоборот пока что ограничено, еще раз необходимо подчеркнуть, – вследствие отсутствия единой централизованной системы управления общинами и объединениями. Кроме того, управления мусульман Украины сегодня объективно не заинтересованы в управлении ими со стороны заграничных мусульманских центров или использовании их в качестве каналов влияния на Украину.

Вместе с тем, крымские татары, проживающие за пределами Украины, имеют связи с татарским населением Крыма. Поэтому не исключается взаимное влияние Украины и стран, где распространен ислам, через общины крымскотатарского народа. В перспективе вес этих взаимных влияний будет возрастать.

Для Украины проблема политизации мусульманской среды актуальна, имея в виду активность мусульман в Крыму и их участие в событиях на Северном Кавказе. В свое время Зелимха Яндарбиев обратился с призывом к мусульманам всего мира создать интернациональную «армию ислама» для отражения усиливающихся угроз и агрессии со стороны США, России и стран Запада. Он заявил, что правительствам всех мусульманских государств нужно объявить священную войну врагам ислама и с этой целью начать подготовку молодежи для борьбы с неверными.

С 1990 по 1997 гг. в Украине создано 11 общественных организаций мусульманской направленности, связанных с партией «Братья-мусульмане» . Последняя является известной экстремистской организацией. Тем не менее, возрождение ислама в Крыму сейчас пребывает в начальной фазе. Муфтий шейх А. Тамим заявил о том, что «ваххабизм, в сущности, не исламское течение (?! – А.К), а его навязывание мусульманам Украины – это проблема, которую нельзя замалчивать».

Практика начала 90-х годов свидетельствует о том, что мусульманская община в Украине становится, в особенности на региональном уровне (Крым, Донбасс), весомым фактором общественной жизни, что можно считать тенденцией, которую следует иметь в виду каждому, кто рассчитывает на успех в политике.

В подходе к исламу в Украине можно выделить две диаметрально противоположные тенденции:

1) отторжение исламского мира, страх перед угрозой экспансии ислама и наступления его в мировом масштабе;

2) восприятие ислама как естественного союзника в противостоянии Западу.

Выделить одну из этих тенденций, так сказать, «в чистом виде» невозможно.

В сложившейся ситуации существует реальная возможность нанесения вреда государственным интересам Украины за границей и стабильности в стране на трех уровнях, как минимум:

1. В отношениях с антизападными исламскими режимами вне СНГ.

Поддерживая антиисламскую политику Запада Украина рискует вступить к конфронтацию с невраждебными ей государствами Ближнего и Среднего Востока, в частности, с Турцией, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ливией, Алжиром, Ираком и Ираном, где распространен ислам.

2. В неурегулированности взаимоотношений с исламскими государствами «ближнего» зарубежья.

3. В этнорелигиозном сепаратизме в самом украинском обществе.

Не следует забывать, что мусульманский мир при всех его различиях и разногласиях имеет тенденцию к интеграции. Об этом свидетельствует опыт международных организаций – Исламской лиги, Исламского банка развития, Исламской конференции и других, которые являются именно мусульманскими организациями, ибо образовались по религиозному признаку.

Подготовка кадров в Саудовской Аравии и Кувейте противоречит интересам Украины, поскольку часть тех, кто прошел эту подготовку, возвращаются поборниками радикальных течений в исламе.

В Украине же проблема борьбы муфтиятов (муфтиев) за лидерство является актуальной. С одной стороны, раскол в мусульманской среде Украины объективно ослабляет влияние мусульман на общественно-политическую жизнь, с другой – снижает степень влияния государства на мусульманскую среду.

Весной 2000 года в Украине увеличилось количество чеченских информационных центров. 3 апреля в Львове открыт первый информационный центр комитета «Свободный Кавказ» под эгидой УНА-УНСО. Планировалось, что «Свободный Кавказ» будет готовить и интервью с чеченскими полевыми командирами. В будущем кроме информационной деятельности, «Свободный Кавказ» должен был предоставлять гуманитарную помощь беженцам из Ичкерии, находящимся на территории Грузии и Ингушетии. В Киеве (в свое время) начал работу украинско-чеченский информационный центр партии «Братство» для освещения русско-чеченского вооруженного конфликта. Поскольку центр должен был заниматься анализом событий, то в качестве экспертов планировалось привлекать и чеченских полевых командиров.

Подобное определенным образом должно было оказывать содействие созданию условий для распространения экстремистских течений ислама с Северного Кавказа в Украину.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Оставить комментарий