Рустем Джангуджин (Жангожа). Что всходит после того, как посеешь «семена афганского ветра»?

Подводя итог краткому экскурсу, можно еще раз подчеркнуть, что, в целом, сегодня мусульмане в Украине не имеют весомого политического влияния, экстремистские течения не распространены. Но, следует иметь ввиду, что страна находится в поле зрения Саудовской Аравии, Турции (прежде всего, Крым и крымские татары, среди которых в последние годы начали распространяться идеи ваххабизма). Учитывая развитие событий на Северном Кавказе, можно утверждать, что в условиях социального кризиса, возрастающего влияния постепенно политизирующегося ислама, стремления мусульманских объединений к лидерству в умме, исламский фактор (а именно, его радикальные экстремистские течения), будет иметь отрицательное влияние на развитие и преодоление кризисных явлений в Украине. Оставлять его без должного внимания представляется нецелесообразным.

В результате можно прогнозировать следующее:

1. Укрепление позиций ислама в Украине.

2. Расширение участия лидеров общин, объединений, организаций мусульман в общественно-политической жизни страны. Тем не менее, необходимо заметить, что использование государственными органами иностранных стран мировой мусульманской уммы с целью распространения влияния на Украину в настоящее время весьма сомнительно, хотя такая возможность не исключается.

3. Мусульмане Украины (за исключением мест компактного проживания) почти не представлены в органах государственной власти и местного управления. Это, в определенной степени, определяет тенденцию возрастания политической активности мусульман в борьбе за места во властных структурах с целью защиты этнополитических интересов народов, традиционно исповедующих ислам.

4. Разъединенность мусульман Украины, конкуренция между муфтиятами, общественно-политическими организациями, борьба за лидерство между ними значительно ослабляют исламское движение. В случае положительного разрешения проблемы достижения единства или координации деятельности религиозных центров (при условии поддержки исламских государств) ислам в Украине может стать влиятельным фактором общественно-политической жизни на региональном уровне (в местах более или менее компактного проживания мусульман, в частности в Крыму и на Донбассе).

5. Мусульмане Украины являются объектом геополитических интересов исламских государств (Ирана, Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейт) и частично находятся под их влиянием, а также стран Запада, прежде всего США, считающими Украину одним из бастионов на пути защиты от экспансии ислама на Запад, и заинтересованные в вестернизации исламской среды страны.

6. Уровень жизни крымских татар может быть оценен как критический и требует немедленного принятия политических решений. Отсутствие видимых реальных перспектив будущего для молодежи и детей является наиболее болезненной проблемой. Ситуация заставляет молодежь переходить в сферу уголовного и «теневого» бизнеса, что неизбежно приведет к резкому ухудшению и обострении всей ситуации в Крыму. Среди татарского населения практически отсутствует ориентация на официальные Москву или Стамбул как источники помощи в решении политических или экономических проблем.

7. Благоприятное разрешение политических проблем практически сведет к нулю возможность развития событий по «чеченскому» сценарию – сами татары не склонны к силовым решениям и рассматривают их только как соответствующую вынужденную меру на несправедливые и дискриминационные действия властей.

Межрелигиозные отношения Основными конфликтующими сторонами в АРК выступают Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) и Крымская епархия УПЦ. В последнее время ситуация обстрилась в результате приостановления в июле 2000 г. членства ДУМК в межконфессиональном объединении «Мир – дар Божий» в знак протеста против установления Симферопольской и Крымской епархией УПЦ поклонных крестов и щитов «Крым – колыбель православия».

23 октября 2000 г. в с. Морское Судакского района крымские татары демонтировали такой крест. Стычки между ними и православным населением удалось избежать благодаря вмешательству правоохранительных органов. Неизвестными были осквернены могилы на мусульманском кладбище г. Бахчисарая, вследствие чего крымские татары пикетировали районную государственную администрацию.

В целом же, мусульманские общины действуют, как правило, в рамках действующего законодательства, стоят на основах украинской государственности и не допускают проявлений крайнего религиозного фанатизма и экстремизма. Взаимоотношения между мусульманами и представителями других религий вполне корректны.

В настоящее время для Украины сложившаяся ситуация с вынужденными беженцами и переселенцами из Афганистана совпадает по времени с заявлением крымских татар, проживающих в Узбекистане, об их желании незамедлительно возвратиться на свою этническую родину – в Крым. По данным СМИ, около 30 тысяч крымских татар Узбекистана уже подали в миграционные службы Украины заявления с просьбой ускорить предоставление им права на репатриацию. Поскольку Украина дала предварительное обязательство на содействие этому процессу, то ей придется выполнять это свое обещание. Ко всему этому можно прибавить и ожидаемый на территорию Украины поток вынужденных переселенцев из Абхазии, где в эти дни также возник и приобрел опасные масштабы гуманитарный кризис, связанный с грузино-абхазским военным конфликтом. Становится очевидным, что Украине, причем, уже в самое ближайшее время, предстоит решать нелегкую и весьма дорогостоящую задачу по пограничному контролю, принятию и обустройству беженцев, устремляющихся на ее территорию по всей южно-восточной дуге ее государственных границ. Выход из сложившейся ситуации видится только в одном – в привлечении к выходу из возникшей ситуации международных институтов и фондов, поскольку у самой Украины не имеется достаточных материальных ресурсов и корпуса квалифицированных специалистов для решения многочисленных проблем, связанных с внезапно возникшей масштабной проблемой.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Оставить комментарий