Рустем Джангуджин (Жангожа). Что всходит после того, как посеешь «семена афганского ветра»?

Подобные силы Афганистана, если бы они в действительности и хотя бы на первоначальном этапе, вошли в систему управления страной, могли бы сыграть важную (если не ключевую) роль при планировании США своей военной стратегии. Однако серьезно рассчитывать на то, что институт «политических марионеток» в такой стране, как Афганистан может претендовать на создание устойчивой политической структуры, можно только не выходя за порог какого-нибудь военно-аналитического центра, поскольку ситуация с Захир Шахом иллюстрирует тот случай, «когда свита не хочет играть короля».

Нет никаких сомнений, что вооруженные силы США столкнутся в Афганистане с серьезными военными трудностями, поскольку район высокогорья и пустынь и развитых систем катакомб, уже по самому ландшафту своей местности является экстремальным. В этой ситуации талибано-арабские силы сопротивления, скорее всего, распадутся на мелкие, высокомобильные и весьма боеспособные партизанские группы. Аналогом этой тактики может стать партизанская война моджахедов против «ограниченного контингента советских вооруженных сил», которые не смогли сломить упорное сопротивление афганцев, а также силы сопротивления в Чечне, избравшие единственно приемлемую для себя тактику внезапных, тщательно подготовленных диверсионных действий.

В возникшей ситуации, можно указать на несколько наметившихся, но вполне очевидных просчетов вооруженных сил США и стран западного альянса, состоящих в стремлении решить проблему посредством «фронтального навала». Правда, похоже, что они от подобной тактики своевременно сами и отказались.

Можно с уверенностью предположить, что подобный метод ведения войны неотвратимо привлек бы более широкую ответную реакцию радикально настроенных афганцев-националистов, одержавших за последние два века победы над британскими и советскими оккупантами. Более того, он вызвал бы мощную волну антиамериканской реакции в ряде стран, традиционно исповедующих ислам, расположенных в других регионах мира. Как представляется, для Вашингтона было бы нецелесообразным, развернув наземные войска, захватить или оккупировать даже малую часть афганской территории на любой период времени. В формате поставленной задачи сковать силы Талибана, специальные силы США могли бы оккупировать воздушную базу внутри Афганистана с тем, чтобы способствовать операциям по локализации международных террористических центров. Но бомбить города или даже стараться оккупировать их, было бы весьма рискованно и, кроме того, бесполезно. Вместо этого для США было бы более благоразумным обеспечить воздушное прикрытие и материально-техническую военную помощь для продвижения сформированного ими блока антиталибановских сил внутрь страны.

Такие действия могли бы провоцировать возможный процесс противостояния, усиление раздора между племенными группами талибов и, в конечном счете, дезинтеграции режима движения Талибан. Для этого отдельным группам талибов, стремящимся дистанцироваться от фронта военных действий, необходимо твердое убеждение, что в стране существуют именно афганские (а не проамериканские) наземные силы, с которыми они могут войти в коалицию. Так как антиталибановские силы занимают территории и города на севере страны, то США и западному альянсу будет необходимо обеспечить масштабную гуманитарную помощь для того, чтобы население было защищено американским воздушным прикрытием и получало стабильную продовольственную поддержку на освобожденных территориях.

Те талибские полевые командиры, которые не разделяют идей «непримиримых», могли бы, в этом случае, перейти на сторону западного альянса и, таким образом, получить гуманитарную помощь, столь необходимую рядовым людям, оказавшимся в ситуации крайней нищеты и голода.

Поддерживая процесс ЛЖ, и воодушевляя все антиталибановские афганские фракции присоединиться к этому процессу, США могли бы катализировать политический процесс, который мог бы закончиться созданием в стране стабильного пост-талибанского политического порядка при поддержке большинства афганских этнических групп. Но такому политическому процессу потребуются долгосрочные и дорогостоящие обязательства со стороны США и стран западного альянса, а также интенсивный диалог союзников со всеми соседями Афганистана, включая Иран. США должен будет также иметь дело с новым-старым союзником – Пакистаном, который до последнего времени поддерживал движение Талибан и который в лице политических групп, недовольных режимом Мушаррафа, может в очередной раз попробовать создать лояльный им режим в Кабуле.

При этом Соединенным Штатам следует убедить Пакистан в том, что любое новое правительство в Кабуле не будет представлять для него сколько-нибудь реальной угрозы. И что, более того, любое афганское правительство будет продолжать оставаться в сильной зависимости от Пакистана в вопросах продовольствия, помощи и торговли.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Оставить комментарий